Пробудить интерес к краеведению

Кемеровская  региональная  организация ветеранов

В прошлом выпуске мы рассказывали о совместном заседании за круглым столом, участниками которого стали сотрудники Архивного управления Кузбасса и члены Бюро Совета Кемеровской региональной организации ветеранов.

Он был посвящён 300-летию Кузбасса. Областной ветеранский штаб призвал свои территориальные организации в этот юбилейный год особое внимание уделить краеведению, развитию внутреннего туризма.

Александр Григорьевич Евдокимов, председатель Юргинской городской ветеранской организации, отметил, что в каждой территории есть уникальные места, которые заслуживают быть включёнными в реестр туристических маршрутов.

И ветеранские организации вполне способны подготовить соответствующее обоснование и описание их.

Председатель Кемеровской региональной организации ветеранов Нина Неворотова убеждена: важно пробудить интерес к богатому прошлому нашего региона не только со стороны молодёжи, но и всех жителей Кузбасса.

К разговору за круглым столом пригласили заведующую библиотекой с. Ишим Яйского района Ольгу Торгашину.

Рассказать ей было о чём. Через село Ишим, что на границе с Томской областью, проходил Московско-Сибирский тракт. Кстати сказать, селу нынче исполняется 295 лет. Ольга Викторовна провела целое научное исследование по его богатой истории. Но прежде о ней самой. Родом Ольга Торгашина из здешних мест. Родилась в соседней Тихеевке. В раннем детстве семья уезжала из Кузбасса. Вернулись на родину в непростые 90-е.

Ольга Викторовна закончила педагогическое училище в Анжеро-Судженске. Работала воспитателем-логопедом в Ишимском детском саду и по совместительству художественным руководителем в сельском Доме культуры. Вышла замуж, родила дочку. А когда пришла пора выйти на работу, ей предложили должность заведующей библиотекой. Здесь же и выделили комнату, в которой она решила создать минимузей села Ишим. Тогда ещё были живы старожилы, которые много чего рассказали ей.

В то время Ольга Викторовна обошла почти каждый двор. Ольга Торгашина работала и в архивах Кемеровской и Томской областей. Тогда же среди жителей Ишима была объявлена акция «Оставь своё имя в истории села». В ходе её были собраны музейные экспонаты, среди них документы, фотографии, письма, почётные грамоты. Откликнулись и жители соседних сёл и деревень. Ольга Викторовна, рассказывая об этом на заседании круглого стола, сожалела, что не родилась раньше, когда ещё были живы многие старожилы села, которых можно было бы расспросить о его прошлом.

Председатель Кузбасского совета ветеранов угольной промышленности Виктор Иванович Прозоров, выслушав Ольгу Торгашину, предложил сделать её почётным членом Бюро Совета Кемеровской региональной организации ветеранов.

Это и оценка её вклада в краеведение родного села, которое всего на пять лет младше Кузбасса. Выдержки из научно-исследовательской работы О. В. Торгашиной мы предлагаем нашим читателям на странице «Земляки».

Пресс-центр Кемеровской региональной организации ветеранов

история моего села

История моего села.

В этом году село Ишим Яйского района отметит свой юбилей - 295 лет.

Ранее оно входило в состав Ишимской волости Томской губернии. Ишим стал первой ямской станцией на территории Кузбасса. Название село получило от выходцев из Ишима Тобольской губернии, которых сюда переселила царская власть для обслуживания тракта. Своё новое место жительство они назвали в память о родных местах. Гордостью села является полуразрушенная церковь Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

По рассказам старожилов, на общей сходке богатая верхушка села приняла решение построить церковь. В 1803 году начинает закладываться кирпичная церковь. Для строительства использовали местное сырьё: из глины и песка изготавливали кирпичи. Известь привозили из карьера за 60 километров от Ишима. В раствор для кладки кирпичей замешивали белок куриных яиц, который собирали жители всей окрестности. За неимением достаточных средств сооружение церкви растянулось на несколько десятилетий. Придел с левой стороны во имя Святого Николая Чудотворца построили и освятили ещё в 1815 году, а центральный придел во имя Святого Спаса Нерукотворного Образа сооружен был лишь в 1841 году. В 1852 году стараниями местного крестьянина, каменщика Симеона Игнатьева Алькова возведен третий, правый, придел в честь святого Иннокентия Иркутского. Пока на протяжении нескольких лет сооружались церковные приделы, основное здание с колокольней ветшало. В августе 1881 года указом Томской консистории церковь опечатали из-за разрушений в главном приделе по причине просадки под тяжестью центрального купола, колокольни и крестов. Однако по просьбе прихожан в двух боковых приделах — Иннокентьевском и Николаевском — разрешили проводить службы. По большим праздникам приходили в церковь жители ближайших сёл, преодолевая зачастую большие расстояния и находясь в пути один-два дня.

За многолетнюю историю на службах в храме были многие выдающиеся исторические личности, например, молодой цесаревич Николай Александрович во время своего возвращения из Японии в июле 1891 года. Он и остальные гости остались весьма довольны порядком волостного села. Писатель Александр Радищев ставил свечку в храме за упокой своей жены Анны.

В 1890 году по дороге на Сахалин в одном из питейных заведений останавливался А. П. Чехов. Вот что он писал: «В Ишиме один богатый пан Залесский угостил меня за рубль отличным обедом и дал мне выспаться. Он держит кабак. Окулачился до мозга костей, дерёт со всех, но все-таки пан чувствуется в манерах и в столе, и во всем.

Он не едет на родину из жадности, терпит снег и Николин день, и когда он умрёт, дочка его, родившаяся в Ишиме, останется здесь навсегда, и пойдут таким образом множиться по Сибири чёрные глаза и нежные черты! Вот перегнали переселенцев, потом этап. Встретили бродяг с котелками на спинах…» Визит писателя стал заметной вехой.

В Ишиме живёт легенда о том, что возвышающиеся над селом ели, на том месте, где располагался этап, были посажены декабристами. В честь их и названа здесь главная улица (раньше она называлась Трактовой). Вдоль неё располагалось большое количество постоялых дворов, магазинов. Можно было отдохнуть и пополнить свой дорожный провиант. Небольшая, но полноводная река, широкий набор местных продуктов питания, здесь же магазин и купеческие лавки. Есть мастерские для обслуживания конных повозок и экипажей.

Всё это создавало достаточный уют для путника. Первая мировая война и революция потрясли Россию. Церковь в конце 20-х годов постигла та же участь, что и все другие храмы. С её разграблением исчезли планы застройки села и земельных угодий XIX века, книги, иконы и церковная утварь. Гражданская война, коллективизация наложили свой отпечаток как на уклад жизни, так и на планировочную структуру села. Некогда величественно возвышавшаяся над селом церковь с декоративно-пластическими приёмами «сибирского барокко» остаётся в руинах, хотя и поставлена на государственную охрану как памятник архитектуры.

Церковь была закрыта 23 февраля 1930 года. С неё были сняты колокола, а само здание приспособлено под зерносклад. Именно благодаря уникальному составу раствора церковь стоит до сих пор. Несмотря на сегодняшнее разрушенное состояние, храм производит вполне убедительное впечатление. Здесь есть нечто особое, но аура ли это, или стойкость христианской веры — каждый решает сам для себя. Церковь остаётся главной исторической достопримечательностью села. Строительство дороги началось в 1804 году. Её прокладывали в тяжёлых климатических условиях силами крестьян долгие 16 лет. Появился великий кандальный путь, проходящий через село. Московско-Иркутский тракт врезался в плоть Сибири, омытый слезами, вымощенный страданиями, но в то же время немало содействовал освоению, изучению и развитию нашего огромного края. По самой большой дороге Российской империи пошли торговые обозы, гружённые различными товарами: пушниной, строительным лесом, полетели с почтой курьерские кибитки, загремели кандалами каторжники.

В 1911 году в Ишиме насчитывалось 1629 жителей. Здесь находились волостное правление, становой пристав, церковь Христа Спасителя, одноклассное училище, сельская лечебница в казённом здании, мукомольная мельница, почтовая станция, кожевенный завод, 11 лавок, казённая винная лавка. В советский период происходило постепенное угасание села. В 1968 году насчитывается уже 471 житель, в 1989-м — 500, в 2002-м — 486. На сегодняшний день здесь всего 356 жителей. В селе имеется неполная средняя школа, Дом культуры, библиотека с мини-музеем, отделение связи, хозяйственный магазин, три продовольственных магазина. Село живет своей тихой жизнью в окружении великолепной природы.

Ольга Торгашина

Опубликовал: Вячеслав Старцев Источник
Сайт беловских ветеранов