Беловский многопрофильный техникум

железнодорожное училище

80 лет назад (1940 г.) было создано железнодорожное училище (ЖУ-4, впоследствии ЖУ-2, в н. в. ГБПОУ БМТ (государственное профессиональное образовательное учреждение «Беловский многопрофильный техникум»).

В 30-е годы с ростом добычи угля, выплавки стали резко возрастает железнодорожный грузопоток.

Стала ощущаться нехватка железнодорожных кадров. Поэтому в 1932 году принимается решение на станции Белово открыть железнодорожную школу.

И в этом же году открывается школа ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) Томской железной дороги.

В 1940 году на его базе создается железнодорожное училище № 4.

Константин Карлович ЭршПервым директором железнодорожного училища № 4 стал Константин Карлович Эрш — специалист — паровозник, имеющий опыт руководства и преподавания в железнодорожной школе ФЗУ.

Он делал все, чтобы ребят из малограмотных крестьянских семей сделать высококвалифицированными железнодорожниками. Первый набор в училище составил 200 учащихся. В то время железнодорожное училище считалось частью железнодорожного производственного процесса. Училище работало в интенсивном режиме, занятия длились по восемь часов в день: четыре часа производственного обучения и четыре часа теоретических занятий.

Начало Великой Отечественной войны в корне изменило отлаженный ритм жизни училища. Многие преподаватели и мастера производственного обучения были призваны в армию.

Освободили от исполнения своих обязанностей директора училища К. К. Эрш, как немца по национальности. Более того, ему было запрещено носить форму с железнодорожными знаками отличия.

В течение нескольких месяцев он работал преподавателем, ходил в гражданской одежде. А в начале 1942 года был мобилизован на один из военных заводов.

Владимир Васильевич Брылинский.Новым директором стал главный инженер вагонного депо Владимир Васильевич Брылинский. Он был хорошим хозяйственником, очень требовательным и строгим руководителем. Ему пришлось руководить учебным и воспитательным процессом в самое трудное для страны и училища военное время.

В Белово были эвакуированы три железнодорожных училища: ЖУ-5 -Знаменское (Украина), ЖУ-1 — Гомельское (Белоруссия) и ЖУ-2 — училище, скомплектованное из учебных заведений Подмосковья.

Контингент ЖУ-4 вырос почти в пять раз и составил 950 учащихся. Чтобы всех разместить, училищу дополнительно выделили три двухэтажных кирпичных дома. В комнатах, рассчитанных на 3−4 человека, проживало по 12−15 учащихся. Кровати устанавливали в три яруса. Занятия уже проводились в три смены. Не хватало квалифицированных мастеров производственного обучения.

Все молодые мужчины были призваны на фронт. В. В. Брылинский, чтобы не приостанавливать учебный процесс, мастерами производственного обучения назначал отличников. Другого выхода не было, но следует отметить, что благодаря высокой сознательности учащихся (понимания трудностей военного времени) они добивались высокой квалификации по избранной профессии и справлялись с выполнением важных и больших военных заказов.

В начале обучения велось по единой программе для всех, но некоторое время спустя Знаменское училище выделилось в отдельное ЖУ-5.

Работы у железнодорожников в военное время было очень много. Необходимо обеспечивать бесперебойное движение поездов на фронт и с фронта, в срок ремонтировать искореженные под обстрелом вагоны и паровозы.

Существенный вклад в общее дело вносило и железнодорожное училище. В свободное от учебы время учащиеся работали наравне с взрослыми, занимались погрузочно-разгрузочными работами, зимой — очисткой путей от снега.

В послевоенный период штат мастеров производственного обучения и преподавателей пополнился участниками боевых действий. В. В. Брылинский, достойно выдержавший суровое испытание войной, в 1947 году был назначен директором индустриально-педагогического техникума г. Кемерово.

А директором уже железнодорожного училища № 2 будет назначен Леонид Сергеевич Ситко, который внес большой вклад в техническое оснащение училища. Наряду с прежними специальностями, появились новые.

У старого учебного корпуса не хватало площади для вмещения новых лабораторий и классов. Администрация города выделила училищу двухэтажное здание по ул. Ленина, 20. В него перевели слесарные мастерские.

На высокий уровень была поставлена рационализация, новые технологии. В области училище занимало первые места по количеству поданных рационализаторских предложений и внедрению их на производстве.

Дважды экспонаты, выполненные под руководством Д. П. Рослякова, отбирались на выставку в ВДНХ г. Москвы, где заняли призовые места.

Среди выпускников училища — орденоносцы, почетные железнодорожники, руководители предприятий, преподаватели и мастера производственного обучения технического училища № 5.

К 1955 году была создана материальная база для технического училища (ЖУ № 2 реорганизуется в ТУ-5).

С 1962 года ТУ-5 снова реорганизовалось, теперь в ГПТУ-5, стало вновь готовить помощников машиниста уже электровоза, слесарей по ремонту электровоза.

ГПТУ-5С 1975 года к общему курсу обучения подключился цикл общеобразовательных предметов. К этому времени сдан в эксплуатацию новый учебный корпус по ул. Московская, 14.

Позднее ГПТУ-5 реорганизовалось в СГПТУ-5.

К 1995 году обозначились положительные и отрицательные моменты произошедших перемен в жизни страны, каждого предприятия и училища (ПТУ-5 реорганизуется в ПУ-5).

Развал экономики, социальная незащищенность, прекращение финансирования. Задержка заработной платы и стипендии. Коллектив был поставлен в жесткие рыночные отношения.

С февраля 1996 года училище возглавил Александр Дмитриевич Угланов.

Александр Дмитриевич Угланов

С его приходом начались перемены. Ввели дополнительное бизнес-образование.

Появились первые компьютеры. В. А. Горохов — преподаватель-программист организовал первый компьютерный класс. Открыли курсы по «Основам компьютерной грамотности», «1С Бухгалтерия». За годы под управлением Угланова А. Д. ПУ-5 было дважды реорганизовано: 2003 год — ГОУ ПУ-5, 2004 год — ГОУ НПО ПУ-5.

Окружнов Вадим ВладимировичС 2009 года по наше время управление ГОУ НПО ПУ-5 возглавляет молодой директор Окружнов Вадим Владимирович, на плечи которого выпало не менее трудное время последствий экономического кризиса 2008 года.

В 2015 г. ГБОУ СПО «БТЖТ» переименовано в ГПОУ БМТ.

Это одна из самых крупных образовательных организаций Белова, поставляющая кадры для экономики региона.

По рейтингу профессиональных образовательных организаций области учреждение входит в десятку лучших учебных организаций.

Среди выпускников училища — два Героя Советского Союза: Алексей Котегов и Василий Галушкин, более 30 почётных железнодорожников.

2006 09 10 музей ПТУ 5

Архив Медиахолдинга Омикс.

Белово страницы истории. Автор и ведущий Борис Яковлевич Костюра.

Оцифровал В. Старцев.

Опубликовал: Вячеслав Старцев.
Источник