Служил делу, в которое верил


Сидят (слева направо): Н. Шалыгин, З. Маковецкая, ???, К. Гольдберг, ??? Стоят: В. Требунский, Б. Костюра, Г. Соловьева, Г. Шпирнова, Г. Тарарина, А. Бехтер, Н. Цыбульник, В. Матюхова, Н. Шенюхина, В. Симагаев, Н. Карпов

Имя Виктора Васильевича ТРЕБУНСКОГО хорошо известно беловчанам старшего поколения. В свое время работал инструктором Беловского горкома ВЛКСМ, инструктором Беловского горкома КПСС, занимал ответственные посты на железной дороге. Виктор Васильевич — коммунист. После развала СССР своим убеждениям не изменил, он и сегодня состоит в рядах компартии России, является заместителем первого секретаря регионального отделения.

25 ноября Виктору Васильевичу исполняется 80 лет. Между тем, в редакцию «БВ» (в ноябре!) он приехал на велосипеде.

В Белово с Волги

Виктор Васильевич — из рабочей семьи, родился в городе Ершово Саратовской области. Отца помнит плохо, Василий Александрович Требунский погиб на фронте в 1943 году. Мама работала стрелком-охранником на нефтебазе. В семье было трое детей: Нина (1930 г. р.) в настоящее время живет на Украине, Александр (1934 г. р., погиб от несчастного случая в 1946 году) и Виктор (1937 г. р.).

После войны, в сентябре 1947 года семья переехала в Ленинск-Кузнецкий, там жили родственники со стороны матери (шестеро братьев и сестер были раскулачены еще до войны и высланы в Сибирь).

«В войну мы не голодали, — вспоминает Виктор Васильевич, — у нас была корова, с сеном помогало предприятие, где работала мама. А в Ленинске-Кузнецком — родственники. В те годы люди жили дружно, не только родня, но и соседи друг другу помогали. Через год, как мы приехали, отменили карточки, жить стало легче».

Несмотря на помощь родственников, мама Виктора Васильевича хотела уехать обратно, по приезде они поселились в землянке рядом с шахтой «Комсомолец», в ветреную погоду угольная пыль с терриконика поднималась и засыпала всю округу. Никакого сравнения с волжскими просторами. Требунские уже и вещи собрали, но тут приехал зять, уговорил переехать в Белово.

Убеждения

В 1952 году Виктор окончил 7 классов в школе № 77 г. Белово, и пошел работать подкатчиком в локомотивное депо. Когда подрос, записался на курсы водителей. Водить машину очень нравилось, он успешно завершил учебу и поступил работать на грузовое автопредприятие. В 1956 году на автобазе было десятка три-четыре машин, небольшой деревообрабатывающий цех, где ремонтировали кузова, и один токарный станок. Весной и осенью во внутреннем дворе стояла непролазная грязь. С этого предприятия Виктора Требунского призвали в армию. Ему довелось служить шофером в Дрездене с 1956 по 1959 годы.

«В комсомол я вступил еще в школе, — говорит Виктор Васильевич, — наша семья жила скромно. На том месте, где сейчас рынок «Махсут», стояла кирпичная ограда, в ней были ниши, куда крепили плакаты с лозунгами. На одном было написано, что к 1950 году в СССР будет произведено столько-то сахара. Цифру не помню, но мне, видимо, не хватало сладкого, и я от всей души поверил, что так и будет, и решил помогать стране, сколько хватит сил. В армии на политзанятиях мое формирование как строителя коммунизма было успешно завершено. Немецкие товарищи приходили к нам в гости, женщины устраивали концерты, торжество социалистического строя было налицо. Мое детство пришлось на годы войны, я знал, что такое нужда, поэтому всем сердцем поддерживал призывы коммунистов, они ратовали за дружбу между народами, справедливость, равноправие. Как можно было не поверить и не встать под знамена компартии? Думаю, что сработало и то, что я рано потерял отца. Я был рад найти помощь, понимание и поддержку в советском строе. Советская власть меня выучила, вывела в люди. Когда уходил в армию, мама жила в крошечной избушке, а когда вернулся — предложила строить новый дом. Мама трудилась разнорабочей в столовой, но сумела подкопить денег. Кто сегодня помыслит строить дом на зарплату разнорабочего? В советском государстве цены были стабильные, люди годами копили, их сбережения не обесценивались, и могли строить дома. А сейчас? Конечно, перегибы были, людям свойственно ошибаться. Но, по большому счету, все идеи коммунистов были и остаются замечательными».

Работать и строить дом было непросто, но молодой парень успевал учиться в вечерней школе, и даже записался в драматический кружок.

Кружок

Первым руководителем драмкружка был режиссер Ковальский, за ним — Анатолий Петрович Белов, позже с труппой работал играющий режиссер Геннадий Шевчук. Самодеятельные артисты играли сатирическую пьесу Маяковского «Клоп», драма Розова «В поисках радости», постановку о любви и одиночестве Арбузова — «Иркутская история» и другие. Шесть лет Виктор Васильевич занимался в студии, вместе с ним играли братья Владимир и Николай Половневы, Галина Николаева (будущая жена Виктора Васильевича), Нина Романова, Людмила Пономарева. Труппа часто выезжала на выступления в окрестные села и рабочие поселки, гастролировала по станциям железнодорожной линии. Однажды вышел такой случай.

«Надо было ехать на станцию Промышленная, на гастроли, — рассказывает Виктор Васильевич, — а меня с работы не отпускают: уборочная в разгаре, а дублера нет. Расстроился, конечно, да делать нечего, не увольняться же из-за спектакля. Утром вышел на работу, смотрю, машину повело. Стали разбираться. Оказалось, что рама сломана, технику поставили на ремонт, а меня механик отпустил. Все случилось, как на заказ. Кто бы рассказал — не поверил».

Секретарь

На грузовой автобазе активного паренька заметили, избрали секретарем комсомольской организации. Отношения в молодежной среде были хорошие. Комсомольцы вместе построили спортплощадку для волейбола, организовали радиокружок. В те годы на автобазе работал водителем Николай Михайлович Семенов, он был выдающимся радиолюбителем. Вместе с ним комсомольцы занялись радиоделом, руководство автопредприятия выделило для них комнату. Позже Николай Михайлович перешел на работу во Дворец творчества детей и молодежи, стал чемпионом страны по радиопеленгированию.

Золотая шайба

В 1965 году Требунского пригласили на инструкторскую работу в городской комитет комсомола. Он отвечал за работу со спортивными организациями города и с детьми по месту жительства. В те годы по инициативе ЦК ВЛКСМ повсеместно стали организовывать дворовые спортивные команды. Подростки играли в хоккей с шайбой на приз клуба «Золотая шайба». В Белове усилиями работников горкома было создано 170 дворовых команд! Юные хоккеисты были в числе лучших в области. Долгое эхо тех лет до сих пор настигает Виктора Васильевича, бывшие игроки узнают комсомольского вожака: «Здравствуйте! Вы меня помните? Я в «Золотую шайбу» играл!»

Вскоре Виктора Васильевича избрали секретарем комитета комсомола железнодорожного узла, там он проработал до 1972 года. За это время окончил железнодорожный техникум, вступил в партию, поступил учиться (заочно) в высшую партийную школу. Узловой комитет объединял 12 предприятий, в организации состояли более 1000 комсомольцев, у него был статус райкома. Самой видной фигурой в комсомольской организации был дежурный по отделению Николай Иванович Илькаев. Впоследствии он возглавил предприятие промышленного железнодорожного транспорта при Беловской ГРЭС. Когда Николай Иванович умер, его именем назвали улицу в Инском.

Подарок к 7 Ноября

Виктору Васильевичу было 35 лет, когда его пригласили работать в горком партии инструктором промышленно-транспортного отдела. В те годы строилась трикотажная фабрика, в Белово съезжались специалисты со всей страны, для них построили жилые дома и общежития для рабочих.

В конце 70-х Требунского рекомендовали на должность секретаря узлового комитета партии. На этом ответственном посту он отработал 10 лет. Партийные вожаки не только пропагандировали социалистический образ жизни, но и вникали в производственные вопросы. К 7 Ноября — Дню рождения социалистической революции — железнодорожники подготовили подарок. Составили длинный поезд, его вес был около 24 тыс. тонн. Чтобы такая махина двигалась, локомотивы поставили в голове, середине и хвосте состава. Для формирования поезда станционных железнодорожных путей не хватало, чтобы охватить состав взглядом, ездили на Северный виадук. Все очень волновались, был риск, что локомотивы не выдержат нагрузку, но все прошло гладко.

«Я убежден, что для большинства населения страны отказ от социалистического пути развития — трагедия, — продолжает разговор Виктор Васильевич. — Поднимать производительность труда, решать проблемы народного хозяйства надо было другим путем. Вспомните, во времена первой пятилетки (1928−33 гг.) каждые 29 часов в СССР вступало в строй новое предприятие. Во времена третьей пятилетки — каждый 7 часов. А что сейчас? И почему кто-то решил, что нам живется лучше?»

Перед выходом на пенсию Виктор Васильевич работал заместителем начальника отделения дороги по кадровым вопросам. В настоящее время занимается общественной работой. Он уверен, что свой долг выполнил: вырастил сыновей, построил дом и насажал деревьев, а, что особенно важно, служил делу, в которое верил.

Автор: Алсиня Шулепко

Уважаемые читатели! На старом фото имена двух человек не названы. Если вы опознали этих людей, просим сообщить в редакцию по тел. 6−17−17.