Собачкин Анатолий Петрович

Собачкин Анатолий ПетровичС Анатолием Петровичём Собачкиным мы часто встречаемся на улице.

Он не спеша прогуливается, опираясь на трость, человек он известный в спортивных кругах.

Первый мастер спорта СССР по лыжам в нашем городе, как тренер общественник, воспитал несколько десятков спортсменов разрядников, основоположник велосипедного спорта, ветеран спортивного общества «Труд».

Сохранились его победные лыжи.

Спорт мне многое дал — говорит он в доверительном разговоре.

Прежде всего, радость общения с болельщиками и выдающимися мастерами спорта на областных и российских соревнованиях. Так, на спортивных сборах встречался с двукратным Олимпийским чемпионом по биатлону Виктором Маматовым, чемпионом Европы по лёгкой атлетике Анатолием Верлан — оба наши земляки. Как ведущему спортсмену области, активисту физкультуры и спорта облсовпроф премировал его путёвкой на Олимпийские игры в Москву 1980 году. Большой спорт требует и больших физических затрат, которые бесследно дляспортсмена не проходят. Как-то в разговоре мы не случайно коснулись темы военной службы.

Хотя прошло шестьдесят лет с того времени — говорит он

— искорки воспоминаний во мне не затухают и не редко снятся мне стонущие волны за кормой и бескозырки. Об этой пятилетней грани жизни, мы продолжили беседу у него на квартире. На пороге встретила, громким лаем, маленькая собачка с две ладошки, обнюхала и сопроводила до стола, где лежала стопка фотографий. Ручеёк разговора почти сразу перетёк в увлекательный флотский мир.

Родился в Алтае — продолжает он — родители в поисках лучшей жизни переехали в Горную Шорию, где я в шесть лет встал на лыжи, и полюбил их навсегда. Переехав в Белово, окончил школу, техникум. И тут подоспела пора служить в армии. Это были шестидесятые годы, когда часто можно было видеть у деревянного военкомата такие события, как весной проводы призывников, а осенью возвращение бывалых солдат и матросов. Служили тогда во всех рода войск три года, на флоте пять лет. Но это меня не пугало, я хотел быть моряком, и был полон иллюзий и азартом чувств. Наше поколение воспитывалось на таких матросских песнях как «Севастопольский вальс», «Чёрное море мое».

Слова песен о морской службе завораживают меня до сих пор.
Дорог мне кубрик матросский,
Скромное наше жилье —
Самое синее в мире
Черное море мое. Нравилась мне сине-белая форма, брюки клёш, тельняшка и бескозырка с лентами в якорях. Любо моряку чувствовать, как ленточки бескозырки развеваются за плечами, обнимают за шею. Тельняшка — это главный символ и гордость любого моряка.

Со сборного пункта Сталинска (ныне Новокузнецк), меня отправили поездом на восток, для прохождения курса молодого бойца и учебу в Амурскую флотилию, после чего был направлен на Балтийский флот.

Примерил новую форму, сфотографировался, и тут же отослал родителям, друзьям и девушкам. Здесь задержался недолго, дело в том в эти года проходило становление Северного морского флота и меня командование определило туда, так судьба меня связала с молодым флотом на долгие годы.

Моя служба была связана с разминированием северных морей от минных полей после военного времени. Ошибка стоила жизни команды, и такое случалось, приходилось видеть смерть однополчан. Время шло и 1955 году мне посчастливилось со специальной экспедицией в составе 15 кораблей в летнее время пройти по северному пути от Заполярья до Владивостока расстояние равное 14 280 километров.

Впереди шли ледоколы «Ермак» и «Обь» взламывали 4−5 метровый лёд. Прохождение было трудное и длилось целых четыре месяца. Вёл дневник и аккуратно записывал события каждого дня. К сожалению, не сохранил, очень сильно жалею. Из памяти улетучивается многое, как перо ворона на лету. Но разве можно забыть полярные ночи и полярные дни. Так, в исходном пункте отправления полярная ночь длится 40 суток, день-58. Природа северного океана крайне сурова. Замирает вся видимая жизнь. Но летом природа оживает. Пройдя, через Берингов пролив после отчаянной трёпки ледовым океаном, нас также недружелюбно встретили воды Тихого океана сильным штормом, трёхметровые волны захлестывали палубу. От такой болтанки всех охватила, романтическая, морская болезнь, все страдали, даже бывалый и отважный капитан. К ней привыкнуть не возможно. В порту Петропавловск Камчатский заправились пресной водой, морские волны притихли, сдались нам на милость. Умылись, сбрили бороды, приободрились и приготовились к конечному пункту Владивосток.

Встречали как героев, в торжественной обстановке в центре города боевой славы, встретило руководство Тихоокеанского флота и население города. Незабываемое зрелище. Подвели итоги перехода. Командира эскадры кораблей перевели работать на Черноморский флот, мне пришлось сменить бескозырку на «Тихоокеанский флот», которым я не меньше горжусь. После службы, ещё два года носил морскую форму и среди друзей звался «морячок».

Хриплый гудок корабля и память прошлого сладко теснят мою грудь» — так, завершилось редкое воспоминание, старшины второй статьи, Анатолия Петровича Собачкина.

В общем, несмотря ни на что, жизнь у него, удалась. Честно отслужил на четырех флотах пять лет, и реализовал себя в мирной жизни.

Вроде бы подвигов особых не совершал, просто хорошо делал своё дело. На таких людях держится, и будет держаться русский флот.

автор: Н.ЛУКИН. 2015 год.

Опубликовал: Вячеслав Старцев.