Беловские таксисты — работали за себя и того парня…

Шамочкин Анатолий Дмитриевич На этой неделе, ушёл из жизни первый руководитель комсомольско-молодёжной колонны таксистов Анатолий Дмитриевич Шамочкин.

На предприятии Беловского пассажирского он отработал без малого сорок пять лет, без аварий и нарушений. Он был не многословен, работу свою знал от и до. Перевёз тысячи пассажиров. Конечно, он внёс свою лепту в достижения успехов коллектива.

В 1971 году предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени, впервые в стране.

В 70 годы бурно в области и нашем городе развивались таксомоторные перевозки. Стоимость проезда в те годы составляла для населения 10 копеек за километр пути. Оплату пассажир производил по счётчику. Первыми провели такси по улицам города А.А. Васькин, А. Ф. Кулебакин, Л. П. Голубятников, И. А. Муравьёв.

В девяностых годах шашечек — такси в автобазе составляло 60 единиц — вспоминает руководитель комсомольско-молодёжного экипажа таксистов Анатолий Дмитриевич Шамочкин, которому исполнилось на днях семьдесят лет.

«После школы военкомат направил меня учиться в ДОССАФ на шофёра, затем армия, где три года возил командира полка. Вернувшись, отдохнув от службы три дня, возник вопрос, куда пойти работать? Тогда пассажирское предприятие было в городе известное, да и друзья настойчиво советовали. Пришёл устраиваться в военной форме, правда, без погон, другой одежды просто не было. Робко у проходящего работника спросил куда идти? «Вот дверь, как придёт седой человек, так и заходи» — ответил он.

Не долго пришлось ждать. Директор Борис Филиппович Коваленко подробно расспросил и вынес одним махом решение, «на службе возил полковника, теперь будешь генерала. Меня. Ступай в кадры и оформляйся, завтра же на работу». Так, надолго я задержался на родном мне пассажирском предприятии.

Однажды, накануне 30-летия Победы — директор в беседе рассказал нам молодым водителям о друге своего детства в Салаире, который погиб при форсировании Днепра, и там находится могила солдата с надписью на мраморной плите «Герой Советского Союза Вениамин Яковлевич Марковский».

Мы бригадой таксистов решили увековечить имя земляка в своей памяти, включив его в списочный состав бригады и работать за него, как за живого. Один из членов нашей молодёжной бригады таксистов получал путевой лист с пометкой красной звезды, и полную смену работал за Марковского.

И не было случая, что бы сменное задание не выполнили. Заработанные деньги перечисляли в Фонд мира, на счёт Героя. Нашу инициативу «За себя и того парня» поддержал Горком комсомола, она распространилась и в других коллективах, об этом тогда много писали местные и областные газеты. Приезжали перенимать опыт. Такое движение стало кровным делом наших ребят. Но, мы пошли ещё дальше. Разыскали мать Вениамина Марковского в Магнитогорске и решили поехать к ней. Перед поездкой провели внутрибригадное соревнование за право поездки. Борьба была не шуточная.

Почётное право поехать завоевали, Юрий Богатиков, Геннадий Сосулякин, Борис Пестерев.

Сборы были не долгие. Поездку возглавил сам директор. Встретились, человек она удивительного обаяния и душевной чистоты. Юлия Александровна, потеряв сына, свою кровинку, все послевоенные годы живёт памятью о нём. Очень обрадовалась землякам — сибирякам. Привезли ей подарки, в том числе и путёвку с красной звёздочкой. Побывали и на могиле героя, землю с которой привезли для музея боевой славы предприятия. А, накануне 35-летия со дня Победы на удивление, к нам приехала, мама Вениамина. Прошла тёплая встреча тридцать восемь парней нашего экипажа поочерёдно горячо обняли мать Героя. Запомнились её простые слова «Мои милые сердцу внуки. Большое вам материнское спасибо, за добрую память о Вене, за то, что он живёт в ваших сердцах». Из памяти стираются имена и факты. Но история должна помнить тех, кто своей энергией, знаниями обеспечивал успех развитию предприятия. Анатолий Дмитриевич руководил комсомольско-молодёжным коллективом более десяти лет, и на предприятии отработал без малого сорок пять лет, без аварий и нарушений. Он немногословен, работу свою знал от и до. Перевёз тысячи пассажиров. Теперь нет, наверное, той автотрассы, по которой он не ездил. Постоянно оттачивал своё профессиональное мастерство, охотно помогал молодым водителям. Он всегда успевал и никогда не суетился, обстановку в бригаде быстро оценивал и принимал своевременное решение. Конечно, он внёс свою лепту в достижение успехов коллектива.

В 1971 году предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени, впервые в стране.

В 1976 году ему присвоено звание «Предприятие высокой культуры обслуживания пассажиров».

Его труд отмечен Орденом Трудовой Славы; знаком «Почетный автотранспортник РСФСР».

Н. Лукин. Фото автора.

Опубликовал: Вячеслав Старцев.