ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА БЕЛОВО В ГОДЫ ВОЙНЫ

белово в годы войны

Наша страна занимает огромные пространства, являясь самым большим государством на планете по размерам занимаемой территории.

И в этих уникальных условиях особое стратегическое значение всегда имел железнодорожный транспорт, который выступает основным связующим звеном между регионами. Поэтому изучение вклада советских железнодорожников в дело великой Победы, их трудового подвига, связанного с организацией перевозок в условиях военного времени, имеет колоссальное историческое значение.

Железные дороги в годы Великой Отечественной обеспечивали около 85% всего грузооборота, доставили фронту более 19 млн вагонов вооружения, боеприпасов, снаряжения, других материальных средств. Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, а также снабжение всем необходимым производственных потребностей населения, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.

Героический труд беловских железнодорожников наряду с трудом тружеников тыла во всех частях СССР стал тем ценным вкладом, который ковал великую Победу.

22 июня 1941 года началась срочная всеобщая воинская мобилизация. С перронов вокзала отправлялись на фронт призванные в Красную армию.

На защиту Родины первыми уходят из Беловского депо лучшие производственники: машинист электровоза Склифософский, К. У. Татарников, К. Плотников, А. Хворов, А. Иванкин, М. Г. Ковчун и др.

Вместо них приходили на предприятия женщины, пенсионеры и подростки. После выступления В. Молотова прошли массовые митинги по всем рабочим отраслям Белово. Митинг прошел и в электровозном депо и на шахте. Начинается бесперебойное движение поездов, инструментальный цех ежемесячно перевыполняет производственную программу.

Слесарь т. Тамайкин ежедневно производственное задание выполняет на 400−500%. Слесари цеха выполняют производственное задание на 200−250%. По инициативе мастера т. Гаврюшкина и бригадира т. Васильева рабочие цеха текущего ремонта организовали помощь рабочим цехам среднего ремонта.

За 12 дней рабочие текущего ремонта выполнили пятнадцатидневное задание.

Не жалея сил работают стахановцы цеха заготовки электродепо, чтобы обеспечить быстрое продвижение поездов, слесари работают по четыре-пять часов сверхурочно. Рабочие промывочного цеха паровозного депо показывают образцы трудовой доблести: слесарь т. Поддубный 19 июля выполнил производственное задание на 395%, коммунист т. Чернышев выполнил норму на 290−325%, т. Култаев и Белов дают 2,5−3 нормы в смену. Все для фронта! С каждым днем повышалась производительность труда.

Машинисты экономят десятки тонн топлива, которое так нужно было стране в те сложные годы. В цехе эксплуатации было широко развернуто Лунинское движение. Локомотивные бригады боролись за увеличение межремонтного пробега паровозов, стремились не допустить межпоездного ремонта, боролись за экономию смазочных материалов. Это были очень важные показатели, и результаты их ежедневно выставлялись в комнате явки на работу локомотивных бригад. Увеличивается пробег паровоза между подъемочными ремонтами.

Грузопоток на участке Белово — Новокузнецк значительно возрос, остро встала проблема недостатка электровозов и квалифицированных кадров ремонтников и эксплуатационников.

Сокращение централизованного снабжения запчастями и материалами серьезно затрудняло работу предприятий железнодорожного транспорта. Это потребовало срочной организации на местах производства многих видов продукции и запчастей, литья и дефицитных материалов.

Лозунг «Своими силами из местных материалов» стал самым популярным не только среди железнодорожников.

Так, в электродепо организуется производство лакоткани, изоляционной и смоляной ленты, оборудован цех чугунного и цветного литья. Комсомольцы и дорожно-колесные мастерские организовывают сбор металлолома, который в дальнейшем на вагонах отправляется на переплавку в цеха.

Высокопроизводительной работой отмечают рабочие и служащие электровозного депо Всесоюзный день железнодорожника. Замечательно работают электросварщик т. Воробьев и токарь т. Столяр, которые выполняют задание на 330−375%. Железнодорожники водят поезда на больших скоростях. Месячный план погрузки за 25 дней намного перевыполнен.

Значительно сократился простой вагонов.

Рабочие промывочного и механического цехов решили однодневный заработок отчислить в Фонд обороны страны.

Так, труженики паровозного депо станции Белово подарили 235-му штурмовому полку 264-й авиадивизии штурмовик Ил-2.

Самолет под названием «Беловский паровозник» участвовал в воздушных боях на Курской дуге, в небе Украины и Польши. Работники электродепо Белово отчисляют причитающиеся премии за экономию средств по хозрасчету в фонд обороны страны.

Каждый день железнодорожники помогали фронту, перевыполняли задание в два-три раза. Организовывались стахановские школы для передачи опыта передвижников малоопытным и молодым товарищам. В условиях депо освоили изготовление малых шестерен и валов тяговых двигателей, порошка для алюминиевых разрядников, кембрика, элекропрессшпана, миканита и даже писчей бумаги.

Проходили соревнования между железнодорожниками и шахтерами шахты «Пионерка». Успехи этого соревнования выразились в том, что погрузка резко увеличилась, оборот вагонов улучшился.

В помощь Красной армии осенью 1941 года началось строительство бронепоездов «Сибиряк» и «Металлург Кузбасса», которые в дальнейшем были сформированы в 42-й отдельный дивизион бронепоездов.

Вагонное депо делает три бронеплощадки, а паровозное депо — бронепаровоз.

Из запаса был взят паровоз серии «Д». Его реконструировали. Изменили рессорную подвеску, усилили ее.

Всю разметку на поездах делали И. В. Молостов, Неверовский. Слесари сменили дышла, втулки, поршни. Всей работой по строительству руководил Гуменный. Кранов для таких работ не было, листы для сооружения техники обрабатывали вручную. Листы для каркаса бронепоезда были высотой два-три метра, толщиной до 30 см. Для бронепаровоза взята модель «ОВ 5278». Закаляли листы на Кузнецком металлургическом комбинате. Обработанные листы снимали с каркаса «овечки» — так называли рабочие бронепаровоз. Строили бронепоезд «Сибиряк» братья Константин и Дмитрий Росляковы, инженер Кашеваров, сестры Александра и Евдокия Щукины, мастер колесного цеха Петр Сырямкин, мастер электроцеха Даниил Николаенко, бригадир мехцеха Иван Стрельников, слесарь-инструментальщик Михаил Литвинов, кузнецы Рассказов, Миняев, Чуфистов, Миклухин, молотобоец Лужнов.

Комсомольцы локомотивного депо по инициативе своего комсорга Силина в свободное от работы время начали строить бронепоезд. Молодежь поддержали все рабочие депо. Уже через четыре месяца бронепоезд «Металлург Кузбасса» был направлен на фронт.

Экипаж бронепоезда составили в основном те, кто строил его.

Это В. И. Евдокимов, М. В. Жердев, Е. Я. Волков, Н. А. Тимофеев, П. И. Зуев, Г. Е. Зятчин и другие.

В письме беловским железнодорожникам личный состав бронепоезда 21 июля 1942 года писал: «От берегов Ледовитого океана до Черного моря полыхает пламя войны, войны за свободу, за родную землю против извергов человечества. Мы, бойцы, командиры и политработники, полны ненависти и презрения к оккупантам наших родных земель и городов».

Выполняя приказ командования отлично овладеть боевой техникой, стать мастерами своего дела, включаясь в социалистическое соревнование, бойцы, командиры и политработники бронепоезда «Металлург Кузбасса» в боевой и политической подготовке добились самых высоких показателей. Броня, кованная рабочими руками, есть победоносная броня, ее закалка есть символ тесной связи тыла и фронта…

Бронедивизион № 42 успешно защищал подступы к городу Туапсе летом 1942 года. В историческом формуляре записано: «За весь период боевых действий дивизионом было уничтожено много боевой техники и живой силы противника».

Наряду с этим в электродепо по спецзаказу изготавливалось оружие для фронта: минометы и головки к артиллерийским снарядам. Бригада слесарей мехцеха под руководством мастера Александра Петровича Шестакова с честью выполнила этот заказ.

Стахановец Т. Раужин в день памяти В. И. Ленина выполнил задание на 800%. Высокими производственными показателями отвечают на героические подвиги бойцов Красной армии многие машинисты электродепо.

Также не отставали и женщины, у которых план выполнялся в среднем на 150% и более. Железнодорожники стремились быстрее продвигать поезда, своим трудом помогая Красной армии громить немецких захватчиков, и выполняли план погрузки на 170%.

Бригада слесарей автоматного цеха паровозного депо сделала два комплекта инструментов — зубила, молотки, гаечные ключи и т. д.

Эти 106 предметов сделали паровозники для сталинградцев.

Они были отправлены по адресу — в Сталинград.

Еще много труда было вложено и помощи оказано фронту за годы Великой Отечественной войны. Железнодорожники помогали Красной армии до полной победы Советского Союза над врагом. Многое сделали коллективы паровозного и вагонного депо станции Белово.

За самоотверженный труд и геройские подвиги в годы Великой Отечественной войны 423 работника депо были награждены орденами и медалями.

И вот победа! Слава тем, кто, не щадя себя на фронте и в тылу, делал все возможное и невозможное, чтобы приблизить желанный день Победы!

Вечная память героям, не вернувшимся на свои рабочие места!

В 1967 году на территории депо был установлен мемориал всем павшим за Родину в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов работникам депо Белово.

Подводя итоги проведенного нами анализа, можно сделать вывод о том, что беловские железнодорожники внесли значительный вклад в дело Победы.

Не ограничиваясь традиционными для советских граждан трудовыми подвигами (стахановское движение и движение за экономию, внедрение рацпредложений на производстве и др.), беловские железнодорожники ценой неимоверных усилий строят и комплектуют бронепоезда для фронта. Все это доказывает великую правду войны: победа была делом каждого!

Источник:

1 Баулин В. А. Локомотивное депо Белово. Новосибирск: Сибирская горница, 2003.144 с.

2 Знамя коммунизма. Вып. 1941−1945 гг.

3 Архивные материалы текущего архива историко-краеведческого музея г. Белово.

4 Кипреев В. Железная дорога — моя судьба. Белово, 2007. 317 с.

Автор: В. В. Мычкина (Белово)

Опубликовал: Вячеслав Старцев.