Пленум Центрального совета Всероссийской организации ветеранов

15 ноября 2018 года, в соответствии с планом основных мероприятий Центрального совета Всероссийской организации ветеранов на 2018 год, состоялся Пленум Центрального совета Всероссийской организации ветеранов.

Мероприятие прошло в актовом зале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

На Пленуме были рассмотрены следующие основные вопросы:

 — об участии ветеранских организаций в работе по защите прав и законных интересов ветеранов и улучшению социально-бытовых условий их жизни;

— о подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов»;

— об утверждении Положения о первичной группе членов Всероссийской организации ветеранов;

—  о работе Всероссийского портала помощи ветеранам войны и труда «Сердца поколений». (Панов Д.В.)

В рамках пленума были представлены доклады :

Доклад Председателя Всероссийской организации ветеранов Епифанова В. А..

ЕПИФАНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Д О К Л АД

на Пленуме Центрального совета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда Вооруженных Сил и правоохранительных органов 15 ноября 2018 года

» Об участии ветеранских организаций в работе по защите прав и законных интересов ветеранов и улучшению социально-бытовых условий их жизни»

Уважаемые члены Центрального совета!

Уважаемые гости!

Определяя повестку дня Пленума, Бюро Центрально совета исходило из того, что на сегодня является главным для жизни ветерана, пенсионера, какие проблемы его волнуют и как на это должны реагировать руководители ветеранских организаций, и в целом ветеранское сообщество.

Мы вновь возвращаемся к вопросам социального характера, уровня жизни, быта, морального состояния людей старшего возраста, всего того, что определяется таким понятием как «качество жизни». Ведь современное общество и государство не могут успешно функционировать без разрешения социальных проблем. И, в который раз мы отмечаем, что развитие социальной сферы жизнедеятельности общества должно становиться приоритетным направлением политики. В настоящее время, пожилые люди, пенсионеры, ветераны относятся к наиболее уязвимым социальным слоям населения. При этом, данная категория имеет особый статус, определенный заслугами перед отечеством неоценимым вкладом в развитие экономики и оборону государства, укрепление нравственных ценностей, народных и семейных традиций, обеспечение преемственности поколений.

В соответствии с действующим законодательством по данным Министерства труда и соцзащиты РФ статусом ветерана обладают около 21 миллиона человек, в том числе 2 млн ветеранов ВОВ и членов их семей, 1,3 млн ветеранов боевых действий, более 17,5 млн ветеранов труда и военной службы. Всего людей пенсионного возраста, по данным пенсионного фонда, насчитывается, примерно, 45 млн человек, а это почти 30% населения страны. Напомню, что по данным Росстата на 1 января 2018 года численность населения РФ составляла 146.880.432 человека, а по состоянию на 1августа 2018 года оно сократилось почти на 92 тысячи человек. Показатель, прямо скажем, нехороший.

Учитывая всю эту статистику, необходимо понимать, что пожилые люди — одна из самых больших социально-демографических групп, их материальная неустроенность может отрицательно влиять на социальную стабильность общества. Пожилые люди должны рассматриваться как позитивный фактор, а не как бремя. Современное понимание этой проблемы должно соединять в себе как идею полноправного участия старшего поколения граждан в жизни общества, так и заботу об их благополучии со стороны государства. Когда люди старшего поколения играют активную, творческую и полезную роль и ощущают на себе заботу, младшее поколение видит что их может ждать в будущем.

Вопросы социального обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания во все времена были острыми, активно обсуждались в обществе и находились в центре внимания как федерального руководства, так и региональных властей.

В соответствии с планом работы Центрального Совета Всероссийской организации ветеранов в текущем году региональные организации провели мониторинг (рейд) по обследованию материальных, социально-бытовых условий жизни, состояния медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения, организации отдыха ветеранов (пенсионеров) и оказания им практической помощи.

Всего по состоянию на 1 октября информация о результатах рейда поступила из 51 региональной организации. Работа по обследованию положения ветеранов (пенсионеров) проводилась ветеранскими организациями (в том числе первичными) в тесном сотрудничестве с региональными органами социальной защиты населения.

Необходимые сведения были получены от территориальных отделений Пенсионного фонда РФ, а в отдельных случаях и других государственных структур. Такое взаимодействие позволило получить и проанализировать не только определенные достижения в социальной защите ветеранов (пенсионеров), но и определить немало нерешенных проблем в их жизни.

Основными федеральными законами, регулирующими деятельность государства в сфере социальной защиты, социального обслуживания граждан старшего возраста являются: Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» № 442-ФЗ от декабря 2013 года (вступление в действие через год, поправки -2014, 2017, 2018 годы), а также утвержденная распоряжением Правительства Р. Ф. от 5 февраля 2016 года № 164 «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» (далее Стратегия).

При этом известно, что в связи с принятием Федерального Закона от 22 августа № 122-ФЗ были внесены значительные изменения в ФЗ «О ветеранах». Основными из них явились, так называемая, «монетизация» — введение ежемесячной денежной выплаты вместо конкретных жизненно важных льгот и преимуществ различным категориям ветеранов, а также передача многих полномочий органов власти и управления федерального уровня субъектам Российской Федерации. Отдельные положения Закона № 442-ФЗ, к сожалению, также направлены на ограничение доступности услуг по социальному обслуживанию: например, зависимость самого права получения показанных услуг от доходов.

Будем объективными, отметим, что в целом по стране и в регионах для ветеранов и пенсионеров делается немало.

За последние годы приняты правовые акты, направленные на повышение качества жизни ветеранов. Регулярно принимаются меры по повышению пенсий, расширению и увеличению числа центров социального обслуживания (ЦСО) пожилых людей на дому. Руководством регионов предусматривается доплата к пенсиям отдельным категориям пенсионеров, субсидии к оплате непомерно раздутых без всякого обоснования тарифов ЖКХ, бесплатный проезд на городском транспорте.

В подавляющем большинстве субъектов РФ участники и инвалиды ВОВ получают отдельные социальные услуги бесплатно, а в 23 регионах они получают бесплатно все виды услуг.

При участии ветеранских организаций повсеместно продолжаются благотворительные акции «Ветеранское подворье», «Ветеранам глубинки-народное признание и заботу», «Свет в окне», «Дом» и другие.

Однако, несмотря на принимаемые меры Правительством Р. Ф., регионами, нельзя сказать, что у людей старших возрастов проблем становится меньше. У многих из-за этого нет стабильности в повседневной жизни.

Покупательная платежеспособность пенсионеров падает, рост цен на повседневные продукты питания, товары первой необходимости, на оплату ЖКХ, лекарства и услуги вызывают у них беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне. Количество живущих за чертой бедности не уменьшается.

Ветеранов беспокоит остающийся низким уровень пенсий, а для большинства она — единственный доход. Самый болезненный и массовый вопрос, который поднимается ветеранами -повышение пенсий «труженикам тыла» и приравниваемым к ним «детям войны». Ведь самым молодым из них сейчас более 70 лет. После них уже не останется свидетелей ВОВ. Важно, чтобы они увидели, что государство готово признать их значимость в обществе и вернуть им заработанное трудом во время войны и после нее, хотя бы в рассрочку.

Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что во всех охваченных рейдом регионах при непосредственном участии ветеранских организаций приняты местные законодательные акты, действия которых направлены на улучшение жизни ветеранов и в целом пожилых людей.

Однако, в зависимости от возможностей самих регионов (а у нас достаточно много дотационных) и льготы ветеранам также получаются разными.

Мы с вами уже неоднократно обращались к руководству РФ с просьбой принять на федеральном уровне законы, касающиеся «тружеников тыла», «детей войны», но реакции никакой. Вернее, реакция есть: пять раз Государственная Дума известным большинством голосов блокирует законопроект, приравнивающий «детей войны» к статусу «Ветеран войны».

С другой стороны, некоторые законы, касающиеся ветеранов и пенсионеров, та же Госдума и Правительство Р. Ф. принимают не то, чтобы, не посоветовавшись с нами, а просто не обращая внимание на наше мнение, хотя Конституция того требует.

В качестве примера может служить упомянутый выше уже набивший всем оскомину № 122 ФЗ 2004 года, который попросту отменил ветеранам льготы, прописанные законом «О ветеранах» 1995 года, а также «свежий» закон о повышении пенсионного возраста, в соответствии с которым были намерения повысить и пенсии.

Недавно глава Счетной палаты Алексей Кудрин сообщил, что роста пенсий по отношению к заработным платам не будет. В заключении Счетной палаты на проект нового трехлетнего бюджета с официальным макроэкономическим прогнозом до 2024 года прямо говорится, что (цитирую): «динамика пенсий является недостаточной для повышения уровня жизни пенсионеров». Не очень понятно зачем нужны такие законы, которые никак не улучшают условия жизни пенсионеров, а значит и ветеранов?

В целом, в вопросах пенсионного обеспечения населения дела обстоят довольно скромно. И это, не говоря еще о последней Пенсионной реформе. Несмотря на регулярные индексации пенсий и упорядочение их выплат, размер пенсий, да еще в условиях наметившегося роста цен и услуг, в отдельных регионах не закрывает величину прожиточного минимума.

Индексация в 2019 году в очередной раз (с 2016 года) не коснется работающих пенсионеров — для них такую ежегодную прибавку осуществлять не планируется. Порядок выплаты пенсий работающим пенсионерам значительно отличается от того, как они производятся неработающим гражданам. Это выражается, прежде всего, в отмене ежегодной индексации пенсий на уровень инфляции, которую в Правительстве больше восстанавливать не собираются. Кроме того, «замороженная» стоимость пенсионного балла не позволяет в полной мере увеличивать пенсии работающим пенсионерам во время августовского перерасчета. Последние новости о значительном росте выплат пенсионерам на фоне увеличения возраста выхода на заслуженный отдых не обещают существенных изменений для россиян, продолжающих трудовую деятельность. К вопросу отмены заморозки индексации выплат этой категории россиян правительство возвращаться в ближайшее время не планирует.

В июле 2018 г. Антон Силуанов — первый вице-премьер — сообщил окончательную позицию правительства относительно подхода к выплатам пенсионного обеспечения работающим пожилым гражданам. Он заверил, что пенсий россиян не лишат, но индексация проводиться по-прежнему не будет. Такая позиция объясняется тем, что рост доходов этой категории граждан обеспечивается за счет увеличения заработной платы, в то время как доходы неработающих пенсионеров растут исключительно благодаря проведению индексаций пенсий.

Нам сегодня надо бы сосредоточить внимание всех участников Пленума на собственной роли, на возможностях ветеранских организаций в решении обсуждаемых проблем. Ведь наши общественные организации и созданы в целях защиты прав и законных интересов ветеранов.

Но есть некоторые вопросы, в которых решающее слово принадлежит государству. Это относится и к законопроекту под названием «О детях войны», о котором я уже говорил выше. Не определен на уровне федерального законодательства сам статус этой категории лиц, с детских лет переживших ужасы войны, послевоенную разруху, не дождавшихся с фронта кормильцев и т. п. В связи с этим, в некоторых субъектах РФ приняты решения о мерах социальной поддержки и определены критерии определения лиц этой категории. Таких регионов в России только 18.

Например, в Ямало-Ненецком автономном округе к «детям войны» отнесены лица, проживающие во время ВОВ на территории СССР, которым на момент окончания ВОВ не исполнилось 18 лет, имеющие стаж работы в Ямало-Ненецком округе не менее 15 лет. Эти Ямальские льготники с 01.01 2016 года получают пожизненную денежную выплату в размере 1000 рублей в месяц и ежегодную материальную помощь ко дню Победы — 500 рублей. Социальное обслуживание их на дому осуществляется бесплатно.

В Тульской области к «детям войны» отнесены бывшие воспитанники детских домов военного времени, с 1941 по 1945 годы.

«Дети войны» — наиболее возрастная категория пенсионеров, давно прекративших работу. В отдельных регионах отмечается их бедственное положение.

По информации областной организации ветеранов Волгоградской области из почти 165.000 «детей войны» 12.000 человек получают пенсию в размере до 10.000 рублей.

Нам представляется, что в преддверии 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне проблема государственной социальной защиты «детей войны» должна быть решена на федеральном уровне, в том числе и при инициативе Центрального совета ветеранов.

Работа ветеранских организаций в этом направлении возможна только при конструктивном диалоге с органами власти на местах, с соответствующими структурными учреждениями регионов.

Особая категория ветеранов — ветераны Великой Отечественной войны. Считается, в частности, что решено большинство жизненных проблем для участников войны, фронтовиков. Их совокупные денежные доходы, состоящие из пенсий и дополнительных выплат, превышают доходы других категорий ветеранов и это закономерно. Хотя, необходимо заметить, что мы, в каждодневной работе, еще сталкиваемся с случаями нерешенности отдельных вопросов по обеспечению жильем и проведению ремонта жилых помещений для инвалидов и ветеранов ВОВ, санаторного и транспортного обслуживания.

Подготовленный Правительством Р. Ф. проект Комплекса мер по улучшению социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны в период подготовки и празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. должен закрыть все нерешенные вопросы, мы на это очень надеемся.

Опираясь на государство и выражая надежду, что в деле улучшения качества жизни пожилых людей роль его будет повышаться, мы не должны забывать и о своей роли, и нашей ответственности за судьбы ветеранов.

Крайне важными представляются меры, принимаемые самими ветеранскими организациями или, по их инициативе, органами власти по поиску резервов для повышения качества жизни пожилых людей.

Здесь хотел бы отметить подобный опыт работы ветеранских организаций Москвы, Санкт-Петербурга, республики Татарстан, Челябинска, Смоленска, Свердловской области, Воронежа, Липецка, Саратова, Иркутска и многих других регионов.

Анализ полученной из регионов информации свидетельствует о том, что в связи с принятием выше названных (и некоторых других) федеральных законодательных актов органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ стали уделять больше внимания формированию собственной региональной нормативно- правовой базы.

Практически повсеместно при активном участии наших ветеранских организаций приняты нормативно -правовые документы, целевые программы, направленные на поддержку конкретных категорий ветеранов (пенсионеров).

В Республике Дагестан приняты законы «О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда», «О социальной поддержке жертв политических репрессий», «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий в Афганистане».

В Ивановской области — закон «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла».

В Липецкой области приняты законы о присвоении звания «Ветеран труда Липецкой области», о «детях войны», не имеющих льгот.

Так можно говорить практически о каждом регионе.

В результате, с учетом экономической ситуации в каждом конкретном субъекте РФ, в целом сформировалась система мер социальной поддержки ветеранов различных категорий.

В условиях сложившейся в целом системе социального обслуживания, определенных ограничениях, доступности получения социальных услуг бесплатно в последние годы практически во всех регионах активно ведется поиск и внедрение более эффективных технологий предоставления социальных услуг в различных формах. Одним из важнейших принципов организации этой большой и важной работы является межведомственное взаимодействие, а также взаимодействие специализированных государственных структур с негосударственными организациями, включая организации ветеранов, инвалидов, волонтеров.

Вообще, должен сказать, что волонтерское движение в последние годы очень активно вовлекается ветеранскими организациями в социальную практику. Думаю, что заметную роль в этом играет известный всем проект «Эстафета поколений». (Кстати, очередное мероприятие в рамках этого проекта состоится завтра в Общественной Палате. Представители наших организаций туда приглашены, прошу присутствовать).

На современном этапе развития технологий в социальном обслуживании граждан все большее распространение получает частно-государственное партнерство.

Например, в Республике Марий-Эл для привлечения негосударственных некоммерческих организаций на рынок оказания социальных услуг осуществляется методическое сопровождение организаций, планирующих войти в реестр поставщиков соц. услуг, проводятся информационные компании, встречи с получателями услуг и т. д.

В отдельных регионах принимаются меры по повышению доступности получения социальных услуг путем решения вопросов об условиях их предоставления с учетом нуждаемости. В Курской области гражданам пожилого возраста и инвалидам, получающим пенсии в размере прожиточного минимума, социальное обслуживание предоставляется бесплатно.

Приведенные данные свидетельствуют, что в субъектах РФ принимается немало усилий по проявлению заботы о гражданах старшего поколения. Однако достойный уровень социальной поддержки можно констатировать, в основном, в отношении участников и инвалидов Великой Отечественной войны. В рамках подготовки к 75-летию Победы именно ветеранам войны уделяется особое внимание.

Вместе с тем, информация из ряда регионов свидетельствует о низком качестве жизни значительной части пожилых людей.

Одним из основных факторов этого обстоятельства является бедность пожилых людей ввиду низкого размера пенсий.

Согласно неполным данным (из 45 субъектов) по результатам рейда в большинстве регионов почти 20% пенсионеров получают пенсию по старости менее 10 тысяч рублей. Например, в Кировской области такую пенсию получают 16,3% пенсионеров, а в сельской местности их доля достигает 30%.

В Волгоградской области 29,6% граждан также имеют пенсии менее 10 тысяч рублей. Все больше лиц выходит на пенсию, проработав 10−15 лет без должного оформления стажа и с получением зарплаты «в конверте», у них также низкая пенсия. Этот вопрос требует тщательного рассмотрения, так как доля вины государства в этом допущенном произволе работодателей имеется. Намеченная пенсионная реформа здесь не решит проблему бедности указанной части пенсионеров — в 2019 году прибавка к их пенсиям в среднем ожидается значительно ниже обещанной 1000 рублей в месяц.

В числе главных направлений деятельности ветеранских организаций были и остаются вопросы о состоянии медицинского обслуживания ветеранов.

Реализуя национальную программу «Здоровье» и разработанные на ее основе региональные программы, удалось добиться некоторых успехов в повышении уровня и качества оказания медицинской помощи, но это в основном касается крупных городов нашей страны.

В связи с «реструктуризацией и оптимизацией» медицинских учреждений появились дополнительные трудности для ветеранов: увеличились расстояния до лечебных учреждений, сроки ожидания для посещения врачей, особенно «узких специальностей», также увеличились сроки ожидания результатов лабораторных исследований, в сельской местности сложно получить направление на госпитализацию или углубленное обследование. По-прежнему остается сложность получения квоты на оказание услуг в областные медицинские учреждения.

Обоснованное недовольство ветеранов вызывает практически неуправляемый рост платных медицинских услуг. Расходы на их получение вместе с коммунальными платежами становятся для пенсионеров неподъемным бременем.

Ветераны считают, что постановление, подписанное в 2014 году премьер-министром Медведевым Д. А. о платных услугах в медицине, во многом сказалось негативно на ветеранах, инвалидах, пенсионерах. Еще болезненнее оно отразилось на уровне жизни старшего поколения из-за безудержного роста цен на лекарства, а обращения ветеранских организаций к руководству страны и регионов положительных результатов не дали. Складывается мнение, что в этой сфере даже руководство страны не может повлиять на ситуацию. Становится очевидным, что проблема медицинского обслуживания старшего поколения и ее улучшение в обозримом будущем не будет снята с повестки дня ветеранских организаций.

Конечно, для любого человека, тем более пожилого, нет ничего дороже здоровья. А как видно из выше сказанного лечение обходится дорого, а иногда и вообще недоступно, поэтому нам ничего не остается как сохранять и укреплять это самое наше здоровье. Путь к его поддержанию на желаемом уровне — это положительные эмоции и хорошее настроение.

Поэтому помогать ветеранам и пенсионерам пребывать в приподнятом настроении, жить, ощущая бодрость духа, является сегодня одним из главных направлений деятельности ветеранских организаций. Сейчас это самое массовое и активно развивающееся направление. Организация досуга ветеранов на самом деле является важнейшим аспектом работы ветеранских коллективов. Здесь они — основное действующее звено. Самая удобная форма деятельности — клубы по интересам. Клубы объединяют ветеранов и пенсионеров для занятий спортом, художественной самодеятельностью, шахматами, изготовлением сувенирных изделий и другими различными увлечениями. В ряде крупных городов и не только крупных уже создается для этого необходимая инфраструктура, причем не только в системе соц. обслуживания, но и в сферах культуры, образования, спорта и туризма. Ярким примером такой деятельности может служить работа ветеранской организации города Альметьевска из Татарстана.

Особой популярностью у ветеранов и пенсионеров пользуются Комплексные центры социального обслуживания населения, которые сейчас работают повсеместно, создавая благоприятные условия для проведения досуга нашим старшим поколением.

Еще одной формой работы, объединяющей несколько направлений деятельности ветеранских организаций по повышению качества жизни пожилых людей является комплексная система непрерывного образования ветеранов и пенсионеров, так называемая Высшая народная школа (ВНШ), сегодня успешно функционирующая в г. Иркутске. (Информационные диски с информацией о работе этих школ вам были вручены при регистрации).

Конечно, круг вопросов, на решение которых ветеранские организации пытаются влиять, остается еще довольно широким. Тем более, что нынешнее положение дел негативно сказывается на уровне жизни ветеранов и пенсионеров. Мы уже говорили о росте цен на все товары и услуги, включая продукты питания, ЖКХ, ожидаемый рост налогов на недвижимость, на проезд в транспорте — все это может стать непосильной ношей для старшего поколения.

К сожалению, здесь надо признать, что за многие годы работы на решение многих жизненно важных вопросов, связанных с защитой социальных прав ветеранов и пенсионеров и уровня их жизни, несмотря на многочисленные обращения в законодательные и исполнительные органы страны, мы повлиять не смогли. Не могут существенно на это повлиять и руководящие органы регионов. Эти проблемы решаются на уровне руководства страны: Президента, Правительства Р. Ф. и Государственной Думы, принимающей судьбоносные решения, касающиеся уровня и качества жизни граждан, в том числе, и старшего поколения.

Из этого мы должны сделать вывод, что сегодняшнее положение дел требует от ветеранских организаций дальнейшей активизации работы по защите социальных и конституционных прав наших ветеранов и пенсионеров. И не просто активизации работы, а выполнения ее до окончательного достижения поставленной цели.

Несколько слов о финансовом обеспечении деятельности наших организаций. Известно, что без участия ветеранского актива наших организаций в стране и регионах не проводится ни одно более или менее значимое мероприятие, в том числе и выборы различного уровня. В этих же мероприятиях участвуют и государственные учреждения. Однако, в отличии от служащих гос. учреждений, ветераны и пенсионеры работают на безвозмездной основе, хотя выполняют основную долю работы. То же касается и выборов, только здесь необходимо иметь в виду, что из участвующих в выборах они составляют более половины избирателей.

Нельзя сказать, что ветеранские организации бедствуют, они обеспечены помещениями, оргтехникой, могут получать гранты на проведение своих мероприятий, но все это не создает уверенности в завтрашнем дне. Необходимо здесь отметить и то, что есть организации, которые решают эти проблемы в полной мере и не ощущают острой нехватки финансирования. К ним, в основном, относятся ветеранские организации регионов — доноров. Хотелось бы, чтобы финансирование наших организаций было узаконено, т. е. в бюджете каждого региона была строка с указанием выделяемых средств, в том числе и на содержание аппарата. Говоря об этом, я имею в виду нашу самую крупную в стране насчитывающую 32 млн человек Всероссийскую общественную организацию ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Мы, адекватно оценивая сложившуюся в стране экономическую ситуацию, и с целью привлечения внебюджетных средств для оказания адресной помощи ветеранам в настоящее время работаем над благотворительным проектом «Сердца поколений» совместно с Федеральным порталом помощи. С алгоритмом нашей деятельности в рамках этого проекта нас сегодня ознакомит генеральный директор кампании Панов Д. В..

Уважаемые ветераны! В докладе охвачены не все направления, требующие особого внимания ветеранских организаций. Работа очень многоплановая, задачи огромные. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы эти задачи своевременно и эффективно решались, чтобы люди старшего возраста были здоровы, чувствовали себя комфортно, получали необходимые им услуги. Чтобы выход на пенсию не снижал их социальный статус, а давал дополнительные возможности для активной и полноценной жизни.

Спасибо за внимание!

Помимо этого представили свои выступления следующие участники Пленума:

Долгих В. И., председатель Московской городской организации ветеранов, дважды Герой Социалистического Труда;
Сорокин А. И., председатель Координационного совета Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств», адмирал флота;
Сурков А. П., председатель Челябинской областной организации ветеранов, генерал-лейтенант;
Кравчук А. Д., руководитель аппарата Российского Комитета ветеранов;
Андреев А. Н., председатель Архангельской областной организации ветеранов;
Алиджанов М. Р., председатель организации ветеранов Республики Дагестан;
Гльоговер З. В., председатель Сахалинской областной организации ветеранов;
Ермаков С. Н., председатель Ульяновской областной организации ветеранов;
Алушкин Б. К., председатель организации ветеранов Республики Алтай.

Текст доклада

Опубликовал: Вячеслав Старцев.
Источник