Наша малая Родина

Наша малая Родина

Накануне дня города в 28 школе Людмила Вадимовна Август руководитель музея организовала встречу старшеклассников с интересными людьми.

Встреча посвящена рождению города и тема её «Наша малая Родина».

Первые шаги к городу. Если спросить у горожанина с чего начиналась жизнь города?

Один ответит с первой шахты «Пионерка», другой со строительства Цинкового завода, иной отметит старт развитию, городу положило развитие железнодорожного транспорта.

Каждый по- своему будет прав.

Вот об этом рассказал Виктор Васильевич Требунский ветеран труда и комсомола, как Белово стало крупной узловой станцией.

Назвал знаковых людей, кто внёс существенный вклад в развитии транспорта.

Первого апреля 1937 года завершилась электрофикация и пошли первые электровозы.

Ирина Алексеевна Колчегошева

Затем выступила Ирина Алексеевна Колчегошева, представитель малого народа телеутов.

Отметила, что численность нас в России составляет 2643 человека, из них в Кемеровской области проживает — 2520 чел. Около 2 тысяч человек живут на территории Беловского и Гурьевского муниципальных районов.

Её рассказ и показ национальной одежды вызвал неожиданный интерес школьников.

Национальное одеяние — это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа, являясь одним из элементов культуры. К сожалению, утрачивается письменность, язык и многие традиции.

Далее Ирина Алексеевна помогла примерить телеутскую, праздничную одежду Людмиле Вадимовне и двум школьницам.

Ирина Алексеевна Колчегошева

Сфотографировались на память. Храним культурные традиции торжеств: зимний «Колодо», весенний «Табыр» и летний «Пайрам».

«В моей семье такие праздники отмечаются. Мы поём национальные песни, готовим национальные блюда. Например, праздник «Пельменей». К этому дню мы всей семьей лепим много-много пельменей в форме полумесяца. Пельмешки не простые, а с сюрпризом — с монеткой внутри. Монетка как символ удачи большой. Присустсвующие были угощены национальной выпечкой. Говоря о Цинковом заводе, я подробно остановился, на том, что в1981 году наметилась большая реконструкция завода, это внедрение новой технологии — производства цинка.

И для этого было необходимо построить дымовентиляционную трубу высотой 150 метров.

Именно этот, кстати, довольно сложный объект, был завершен в 1977 году. О чём гласит надпись на ней. Однако дальнейшей реконструкции не суждено было осуществиться.

Завод не выдержал стихии рынка, прекратилось федеральное финансирование дальнейшего проекта. Вот и стоит одинокая труба, как памятник прошлому. В основании трубы забито в землю 200 свай, длиной 18 метров, на них выполнена 80-ти сантиметровая железобетонная подушка. Именно на ней и покоится труба весом три тысячи тонн. В основании диаметр составляет 12 метров, на отметке 150 метров — шесть метров. Потребовалось 2,2 тысячи кубометров монолитного бетона, 200 тонн высококачественного металла.

Специально для подачи строительных материалов внутри трубы был смонтирован грузовой лифт. Амплитуда колебания в верхней части составляет три метра. Три мощных вентилятора, должны были выдавливать вредные газы и пыль от производства, которые, пройдя, по трубе должны были оседать за пределами 400 километров по «розе ветров».

Это считалось экологически безвредно. Но в последнее время труба всё- же начала «принимать активное участие» в жизни — на ней были установлены телекоммуникации.

Вообще в городе всего четыре таких трубы, причем, три из них возвышаются в поселке Инской.

В завершение скажу, сама встреча прошла заинтересованно, с обеих сторон. Добрые слова нужно сказать, хранительнице школьного музея преподавателю Людмиле Вадимовне, по крупинкам собирающей, драгоценную информацию и оберегающей её.

За проводимую патриотическую работу среди молодёжи. Здесь постоянно проходят встречи учеников с интересными людьми.

Автор: Н. Лукин. Фото автора. 03.12.2019.

Опубликовал: Вячеслав Старцев.