Моя жизнь началась с железнодорожного училища

Моя жизнь началась с железнодорожного училища

Продолжаю писать материалы о людях к приближающемуся празднику работников стальных магистралей награждённых высокой наградой, знаком «Почётный железнодорожник». Валерий Леонидович Хазов начал трудовую жизнь в 1968 году с учёбы в профессиональном училище номер пять. Без преувеличения можно отметить, что такое учебное заведение — это гордость наше города. За семьдесят пять лет существования оно подготовило более 25 тысяч машинистов, путейцев, механиков, и других специалистов железнодорожной отрасли. Многие беловчанки и беловчане получили профессиональные навыки, и сегодня они трудятся в различных уголках России и Кузбасса.

«Родился в селе Кузедеево Новокузнецкого района, — продолжает ветеран. Отец после войны, окончил финансовые курсы в Ленинграде и был направлен начальником Беловского райфинотдела. Он был коммунистом, и партия посылала его в самые узкие места сельского хозяйства и семья следовали за ним. Так, мы оказались в селе Пермяки.

Пришло время после школы определяться с дальнейшей учёбой. Тогда были времена, когда родители неохотно отпускали своих детей далеко от себя. Выбор мой был не случайным. По настоянию родителей, а также влияния родного дяди, машиниста паровоза, решил стать железнодорожником. После двух лет учёбы, а она давалась легко, получил направление в локомотивное депо. Поехал помощником. Уже через четыре года состоялась моя первая поездка машинистом электровоза. Сопровождал её инструктор Пётр Степанович Юдин, старейший машинист депо. Это была путёвка в самостоятельную жизнь. Мне тогда исполнилось 23 года. Наставлял ветеран, — «работай без браков и аварий». С большой теплотой помню его золотые слова, доброго и уважаемого человека. С тех пор ступеньки электровоза стали частью тропинки моей жизни. Времена менялись, обновлялся парк локомотивов, возрастала масса поездов, увеличивалась их скорость. Нужно было учиться и поспевать во всём. Это были времена, когда в поездной работе рождались рекорды. Так, 1986 на участке Белово — Тогучин мною был проведён сверхтяжёлый поезд весом более 24 тысяч тонн, впервые на сети дорог. Об этом отмечено в книге «Белово и беловчане» — «Поезд провёл машинист электровоза, мастер вождения тяжеловесных поездов, руководитель комсомольско — молодёжной колонны В.Л. Хазов». Двадцать два года водил грузовые и пассажирские поезда, последние восемь лет работал машинистом — инструктором, моя задача состояла в подготовке помощников к самостоятельным поездкам. Сколько обучил молодёжи, даже трудно припомнить. Но только скажу, все они меня не подвели, трудились на совесть».

Валерий Леонидович в жизни всегда занимал активную жизненную позицию. Долгое время возглавлял комсомолько — молодёжную колонну. В то время наставничество было не пустым звуком. Как наставник отдавал все свои знания и опыт своим ученикам. Технически грамотный, он всегда готов помощь коллегам добрым словом и делом. Не сторонился общественной работы, избирался в партийные органы города и области. Его фотографии дважды размещались на городской Доске Почёта. Одна из них сохранилась. В книгах «Белово и беловчане», и «Белово» представлены фотографии замечательных людей, своим трудом преображающих суровый сибирский край, в том числе портрет Валерия Леонидовича. Часто наведывался в родное училище, встречаясь с молодёжью. Куча грамот и поощрений, это ли не оценка его труда? Среди них самые главные, Орден «Знак Почета» и «Почётный железнодорожник». Эти знаки — символы того, что человек посвятил свою жизнь железной дороге, внёс многолетним и добросовестным трудом большой вклад в её развитие.

К общей беседе заинтересованно присоединилась и жена, Лидия Саввовна, подхватила нить нашего общего разговора и значительно пополнила воспоминания.

Лидия Саввовна Хазова
Лидия Саввовна Хазова

«Закончила педучилище и была направлена в село на работу в детский сад, познакомились в кино. В этот день в сельском клубе киномеханик привёз фильм «Весна на Заречной улице» — вспоминает она — через полтора года поженились и переехали жить к моим родителям в посёлок 8 Марта. Стали обживаться, купили небольшой домик, жилой площадью 14 квадратных метров. В таком семейном гнёздышке выросли у нас трое детей. Муж в любую погоду в дождь, снег, метель и ветер спешил пешком в локомотивное депо. В общем, своя тропинка была протоптана на долгий срок. Всё свободное время, охотно занимался огородничеством. Можно сказать его хобби. Удавалось ему выращивать многие культуры, но особенно помидоры, капризные и трудоёмкие. За советами по садоводству приходили соседи и знакомые, и прослыл он свойским агрономом. На советы не скупился. Время стремительно быстро бежит, выросли дети, улучшились наши бытовые условия, успели в последний год получить бесплатную квартиру в городе. По состоянию здоровья пришлось отказаться от сада- огорода».

Лидия Саввовна, также пополнила, как и дети Евгений, и Алексей, династию железнодорожников, работая в детских садах транспорта. Их общий семейный стаж составил без малого 130 лет. Она удостоена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».

В преддверии замечательного праздника, пожелал славной династии тружеников стальных магистралей крепкого Здоровья, Добра и Счастья.

Опубликовал: Н. Лукин.