Лазарев Александр Иванович. Он строил бронепоезд «Сибиряк»


Лазарев Александр Иванович Мой отец, Александр Иванович Лазарев родился 29 августа 1909 года в с. Елшанка Никольского района Ульяновской области.

Детство и юность прошли на великой русской реке Волге. В семье Лазаревых было пятеро детей: три сына и две дочери, самый старший — отец.

Александр Иванович по зову страны и сердца приехал в Сибирь — в Кузбасс, на станцию Белово.

В 1933 году поступил в вагонное депо слесарем, работал машинистом паровоза на станции Белово. Работал и учился в ШРМ, так как не хватало знаний, для железной дороги страны нужны были грамотные специалисты. Александра Ивановича направили учиться в Москву.

Получив специальность «инструктор автотормозов», приехал в вагонное депо Белово и работал старшим приемщиком вагонов.

В 1939 году Александра Ивановича от предприятия как грамотного специалиста-автотормозника направили в школу ФЗУ г. Белово для подготовки молодых специалистов для железной дороги, одновременно он совмещал преподавательскую и производственную работу в вагонном депо. В годы Великой Отечественной войны все специалисты железнодорожники имели «бронь»

коллектив вагонного депоВ 1941 году Беловскому вагонному депо было поручено строительство бронепоезда «Сибиряк». При депо была создана группа специалистов для строительства бронепоезда. В состав группы вошли Дмитрий Павлович Росляков — будущий лауреат ВДНХ СССР, «ветеран железнодорожного училища № 5», А. А. Рябынин — один из первых выпускников ФЗУ, впоследствии награжденный орденом Октябрьский революции, орденом «Знак почета», Александр Иванович Лазарев и много-много других специалистов депо.

Бронепоезд построили в сжатые военные сроки и торжественно отправили в Новосибирск и дальше на фронт — бить врага.

В 1941—1942 гг. в группе слесарей-автоматчиков учился Алексей Котегов, впоследствии Герой Советского Союза.

Александр Иванович в группах училища преподавал автотормоза и прививал любовь к железнодорожной профессии. В те далекие грозные годы войны железнодорожники стали военизированными и, надели военную форму. На всех объектах железнодорожного транспорта была введена военно-пропускная система: чтобы попасть на объект предприятия, рабочие имели пропуск.

Александр Иванович пользовался большим авторитетом в вагонном депо у ребят железнодорожного училища.

В начале 50-х он был делегатом в Москве на Красной площади на военном параде, видел И. В. Сталина. Командовал парадом маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, принимал маршал Советского Союза Г. К. Жуков, на белом коне, а вечером был дан салют в честь Победы.

В 1944 году Александру Ивановичу Лазареву был вручен знак «Ударник Сталинского призыва».

Вручение проходило в управлении Томской ж.д., со знаком вручили именные часы.

Его брат Василий Иванович Лазарев 1915 года рождения — ветеран Великой Отечественной войны, офицер, кавалер ордена Отечественной войны II степени. Второй брат — Владимир Иванович Лазарев — 1925 года рождения — ветеран Великой Отечественной войны, офицер, кавалер орденов Славы III степени, Отечественной войны I и II степеней, награжден медалью «За отвагу» и тремя медалями «За боевые заслуги», принимал участие в штурме Берлина.

В послевоенные годы Александр Иванович трудился в вагонном депо ст. Белово — мастером, трудовой стаж 45 лет. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и др.

В мае месяце 1947 года вступил в ряды КПСС (партийный билет № 10 837 049). Александр Иванович и Мария Андреевна Лазаревы вырастили и воспитали пятерых сыновей.

Александр Иванович Лазарев умер 20 января 1993 года. Дети, внуки и правнуки до сих пор живут в Белово.

Автор: Станислав Лазарев, сын Александра Ивановича.

Фото: из семейного архива