Из золотого фонда: Александр Константинович Павлов

Из золотого фонда: Александр Константинович Павлов

Об ордене Ленина знают практически все — это один из узнаваемых символов ушедшей советской эпохи. Да, орден Ленина был высшей наградой Советского Союза, причем отмечу, что этой наградой в своё время были также награждены многие беловчане. К сожалению, в живых осталось только девять.

С этого момента мне и хотелось бы начать своё повествование — в декабре прошлого года водителю пассажирского предприятия Александру Константиновичу Павлову исполнилось 75 лет и 30 лет назад ему за добросовестный труд, была вручена высокая награда Родины — орден Ленина. Вот почему, к нему и решили вместе с ветераном труда Александром Леонтьевичем Фёдоровым заглянуть в гости, его товарищу по работе, и попросили рассказать о событиях того времени.

Наград в стране есть много разных,
По цвету — разный окаём,
Но есть среди них орден — красный.
И имя Ленина на нём.
Нина Косухина

«Родился в Ярославской области — продолжает он — в посёлке Петровка, где получил в школе ДОССАФ профессию-шофёра на всю жизнь. Шоферил три года в армии. После «дембеля», с тремя друзьями неожиданно уехали в Якутск, до сих пор не понимаю, зачем и почему. Здесь задержались недолго, испугались зимней стужи, и ранней весной 1965 года отправились на стройку — Саяно- Шушенскую ГЭС. Строительство здесь только разворачивалось, быт нас не устраивал. А тут сослуживец вспомнил о своей родной сестре в Белово, которая впоследствии стала моей женой. Недолго мудрствуя, собрались и приехали. Устроился на работу в Беловскую пассажирскую автотранспортную контору, которая находилась по улице Советской. Заявление рассмотрел и подписал лично Борис Филиппович Коваленко, по-отечески пожал руку и пожелал успеха. Определили мне рейсовый маршрут номер один. И так, тридцать два года моей жизни отданы перевозке беловчан и гостей города. Много утекло воды с тех пор, но воспоминания теснятся в голове, но многое и забылось. Тогда парк вновь созданного предприятия состоял из 47 автобусов. Предприятие в то время обслуживало три городских маршрута. Уже через 7 лет их количество возросло до 19, был открыт первый междугородний маршрут «Белово — Кемерово», а подвижной состав увеличился до 228 единиц. Предприятие быстро развивалось и уже 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР трудовой коллектив, был награждён орденом Трудового Красного Знамени. За высокие производственные показатели предприятие дважды заносилось на Всесоюзную доску почета ВДНХ СССР.

Труд водителя не из легких, можно сказать стрессовый. На маршруте приходилось принимать нестандартные решения. Нужно быть готовым к любым ситуациям, реагировать на все неожиданности: как на дороге, так и в салоне, ведь пассажиры бывают разные. Начало движения городского транспорта очень раннее. Поэтому приходилось рано вставать утром. А ещё надо проверить техническое состояние транспорта. Выезжая утром на пустые городские улицы, нужно быть очень внимательным, чтобы не допустить аварийную ситуацию на дороге. А тут, то школьник, дорогу норовит перебежать, то старушка медленно передвигается. А ведь водителю необходимо ещё и график движения соблюдать.

В первую очередь необходимо обеспечить полную безопасность пассажирам. Разве можно забыть пиковые перевозки, когда на полную мощность работали заводы Кузбассрадио и Цинковый, трикотажная фабрика. Переполненные автобусы, двери на остановках с трудом открывались и закрывались, даже ломались. Помнится, работали без кондукторов, билет стоил тогда пять копеек. Вводилось самообслуживание, каждый пассажир опускал в прозрачную кассу пятак и отрывал себе билет. Были и другие новшества, устанавливались компостеры для проездных билетов. Многих пассажиров знал в лицо, многие за эти годы и меня помнили. Всё это теперь строки моей истории. Время вроде не заметно пробежало, но вручение ордена запомнилось навсегда. Это торжественная обстановка в Управлении автотранспортного предприятия, особая гордость за нашу автобазу и коллег по работе. Не напрасно, думаю, так долго искал место под солнцем и нашёл его в Белово».

Можно не одну страницу написать о беловских водителях, искренне любящих свою профессию. Навсегда в летописи предприятия останутся фамилии тех людей, чьим трудом создавалась слава предприятия — они теперь ветераны, наш золотой фонд: Павлов Александр Константинович — за свой труд награжден Орденом Ленина, Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Дружбы Народов, знаком «Почетный автотранспортник РСФСР».

Голубятников Лев Петрович — награжден Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Октябрьской революции; знаком «Почетный автотранспортник РСФСР», медалью «За трудовую доблесть».
Федоров Александр Леонтьевич — награжден Орденом «Знак Почета».

Шамочкин Анатолий Дмитриевич — награжден Орденом Трудовой Славы; знаком «Почетный автотранспортник РСФСР». Они пришли на предприятие прямо со школьной скамьи или после службы в рядах Советской Армии, и весь свой трудовой путь связали с предприятием.

В завершении беседы мы пожелали Александру Константиновичу здоровья, и поблагодарили за его профессиональный труд и интересные воспоминания.

Опубликовал: Н. Лукин.