Храм Вознесения Господня в г. Белово Кемеровской области

Храм Вознесения Господня в г. Белово Кемеровской области
Фото: Анатолий Пушкарёв

Храм Вознесения Господня находится в г. Белово Кемеровской области. В сознании нескольких поколений беловчан, начиная с далёких 60-х годов прошлого века, история родного города неразрывно связана со зданиями, сооружениями, организациями и предприятиями, которые стали для горожан своеобразными символами Белова, узнаваемыми частями городского ландшафта и частью их собственной судьбы.

Некоторые из них существуют и ныне, радуя глаз живым воплощением истории (например, вокзал, старый универмаг, кинотеатр «Рубин» здание бывшего «Детского мира» и другие). Некоторые, к сожалению, полуразрушены перестроечным лихолетьем («Кузбассрадио») или вовсе исчезли с лица города (ДК железнодорожников, Цинковый завод, шахтовые комбинаты). Всё это вызывает щемящее чувство ностальгии и какой-то безвозвратной утраты, словно уходят из жизни какие-то старые и давно знакомые или близкие люди.

Вот такое здание, знакомое и близкое всем беловчанам и буквально родное для верующих православных — Храм Вознесения Господня. Светло-бирюзовым деревянным островком со стройными куполами и золотыми навершиями крестов пребывает оно и по сей день среди серых типовых многоэтажек улицы Октябрьской.

О непростой истории храма, его настоятелях, современной жизни беловской церкви и планах большой православной общины города нам рассказал Благочинный беловского округа, настоятель Вознесенского храма протоиерей Петр (Гутович). Также историю Храма помогли воссоздать и различные источники.

Собирая материал по истории Вознесенского храма, беседуя с отцом Петром, меня не покидало ощущение какой-то непрестанной, часто скрытой, но всё-таки явной и упорной борьбы православных беловчан и их пастырей с безбожной властью за право обретения Дома Божьего на их земле и, шире, за веру православную. И, поверьте, это не пустые слова, дань политической моде. И борьба эта продолжается и сейчас с теми же силами зла, только в другом обличьи. Впрочем, судите сами.

Обретение Храма

Нынешний Храм Вознесения имеет весьма глубокие, по историческим меркам нашего города, корни и является своеобразным преемником часовни с престолом во имя Вознесения Господня, которая была воздвигнута в Старобелово ещё в далёком 1909 году. Она являлась приписной к Петропавловской церкви с. Пестеревского. В советскую эпоху, не позже 30-х гг., здание было передано для хозяйственных нужд колхозу им. Фрунзе, а затем разрушено.

Только 31 сентября 1946 года в городе Белово был восстановлен приход и обустроен молитвенный дом с тем же престолом. Приходская община своими силами перенесла разобранную, часовню к молитвенному дому. Первым настоятелем стал протоиерей Георгий Спельник. С 1951 по 1952 годы настоятелем в Беловском храме был священник Николай Шетнев, который желая благоукрасить храм сделал в нем капитальный ремонт, за что и был уволен за штат.

После закрытия в 1961 году в городе Л-Кузнецкий православной церкви весь ее причт был переведен в г. Белово. Новым настоятелем Вознесенской церкви (как стали именовать молитвенный дом) назначается архимандрит Евтропий (Барановский), вторым священником определен Михаил Иванов, а третьим иерей Максим Штонь, псаломщиком — Петр Максимович Рабко. Архимандрит Евтропий более 10 лет прослужил в беловском храме и особо почитался прихожанами как великий молитвенник и праведник. За время своего служение он приобрел для храма много церковной утвари, но главной его мечтой было строительство новой большой церкви. Он долгое время собирал средства на строительство храма, но построить ему так и не удалось. Местными властями он был незаконно осужден в ДК железнодорожников на 4 года заключения и скончался 29 февраля 1972 г. в кемеровской тюрьме. У него было две дороги, вспоминают прихожане, — дом и церковь, где собирались вокруг него богомольцы.

В 1974 году православной общине удалось добиться разрешения перестроить обветшалое здание молитвенного дома в типовую деревянную церковь из бруса, также были подвержены доработке световой барабан, колокольня и хоры. Работы начались при протоиерее Николае Магницком — был заложен фундамент, а достраивать пришлось уже протоиерею Николаю Бурдину. Иконы для иконостаса писал брат настоятеля, протоиерей Андрей Бурдин, а своды и стены расписывали московские и киевские иконописцы. В 1976 году, после завершения строительства, новый Вознесенский храм освятил Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон. Беловский храм в те времена был первым и единственным на территории Советского Союза, построенным по типовому проекту. До этого только разрушали.

В мае 2009 года храм Вознесения Христова, начав свою историю с часовни в Старо-Белово, отметил свой столетний юбилей. В июне 2010 года мы поздравляли настоятеля храма и благочинного Беловского округа митрофорного протоиерея Петра Гутовича с его шестидесятилетним юбилеем.

Впрочем, о некоторых фактах истории и современной жизни Храма расскажет он сам:

«В 1961 г. у беловской православной общины не было даже регистрации, вопрос о которой решался тогда аж на уровне Москвы. В Москве разрешение дали и этот дом приобрели для богослужений. Дом, сколько могли расширили, сделали пристройки.

Надо сказать, что в округе верующих было очень много, а вот Церкви не было, ближайшие — только Киселёвске, Прокопьевске, Новокузнецке. Даже при моём назначении в 1982 г., я застал время, когда на большие праздники, или в пятницу, субботу, воскресенье собиралось столько народа, что были переполнены все наши помещения, ночевали даже в самом Храме. Приезжали со всех населённых пунктах района и граничащих территорий. Священники очень уставали. Жарко, дети есть дети — кричат, плачут. Было так, что уже мы одновременно крестили до двухсот детей. Так продолжалось до начала 70-х гг., когда настоятель священник Барановский, отец Евтропий, начал собирать средства на строительство Храма.

Власти не очень приветствовали это начинание. Его обвинили в незаконном обогащении, посадили в тюрьму. (Беловчане старшего поколения должны помнить это громкое дело — корр.) Но лично я глубоко убеждён, что о. Евтропий ни в чём таком не был виновным. Надо знать, что он имел монашеский сан, был монахом, никогда не роскошествовал, не ел мяса, не был стяжателем. Но, вот для той атеистической власти города (а ещё совсем недавно Хрущев по телевизору пообещал народу, что скоро они увидят «последнего попа» — корр.), конечно, было неприемлем факт сбора монахом пожертвований для строительства в Белове своего Храма. Поэтому, кто жил в то время, помнят, какой показательный, пропагандистский характер носил этот суд.

Но количество верующих не уменьшилось, старое помещение церкви всегда было набито битком, и властям пришлось всё-таки дать разрешение. Но не на строительство нового, а на реконструкцию бывшего, улучшающую гигиенические условия. И вот настоятель, решил заложить новый фундамент большего размера вокруг старого помещения с тем, чтобы потом расширить его. Увидев это, представители власти спросили священника: «Что ты делаешь? Мы разрешили только ремонт!». Ну, и его, конечно, сняли.

Потом, пришёл новый настоятель, отец Николай (Бурдин), интересная личность. У него было высшее юридическое образование, работал помощником прокурора Алтайского края, а после этого стал священником. Неисповедимы пути Господни. Вот он и воздвиг в 1975 г. основной Храм, который мы и видим сегодня. В 1976 беловский Храм был освящён владыкой Гедеоном, архиепископом Барнаульским и Алтайским, к епархии которого и относилась наша церковь.

И что интересно, проект предполагал каменное строение. Но поскольку тогда не оказалось возможности приобрести кирпич, Храм построили деревянный. И очень промыслительно: когда впоследствии стали строить высотные дома, девятиэтажки, то при забивании свай, кирпичная церковь не устояла бы, а вот деревянная конструкция более гибкая, и Храм сохранился. Но отца Николая тоже убрали, переводом в другой Храм, но его заслуга перед верующими, да и городом в целом велика. Строили ведь ночью. Днём, когда проезжало начальство, никакой раздражающей его активности не наблюдалось, а за ночь здание всё-таки увеличивалось. Это атеистическим властям не нравилось…

Следующий батюшка уже поставил вопрос о строительстве крестильного Храма».

Начало 80-х и современность

С 1982 г. и по настоящее время настоятелем становится протоиерей Петр Гутович.

Став настоятелем Вознесенского храма о. Петр увеличивает Причт до 5 человек, что позволило проводить ежедневные службы и окормлять окрестные села. В этот период продолжается роспись храма, иконостас покрывается позолотой. В храме сформировался прекрасный хор. В церковной ограде сооружены контора благочиния, трапезная, библиотека, двухэтажное здание воскресной школы и прочие хозяйственные помещения.

В 1984 году в храме сформировался прекрасный хор. В построенном рядом в 1974 году каменном крестильном храме иконы Божией Матери «Покрова» сооружен изящный иконостас. В церковной ограде сооружены контора благочиния с библиотекой и прочие хозяйственные помещения.

Воскресная школа открыта в 1992 году. В храме проводятся экскурсии, встречи-беседы, видеопросмотры для учащихся школ города. Священники Вознесенской церкви занимаются миссионерской и просветительской деятельностью.

Отец Пётр:

отец Петр«Меня назначили на приход в 1982 году. До этого я служил в Барнауле в прекрасном кафедральном соборе. Не скрываю, что ехал в Белово не с большим желанием, знал, что настоятели здесь долго не задерживаются, от силы 2 — 3 года. Но мы, священники как военные, куда пошлют — туда и должны ехать. И вот я, как в 82 году прибыл сюда, так и до сих пор служу.

Когда я прибыл сюда в 1982 году, то городские власти стали посылать мне многочисленные уведомления, что нужно бы рассмотреть вопрос о переносе нашего храма, поскольку на его месте планируется строительство высотных домов. Горком партии, органы безопасности были единодушны — храм в центре города не нужен.

Нам даже было указано место за пределами города, как говорится, в чистом поле. Однако мы решили не идти ни на какие компромиссы в этом вопросе. Чиновники грозили в своих предписаниях, что храм будет разрушаться.

Мы были уверены, что с нашим деревянным храмом ничего не случиться. Бог этого не допустит. Рядом уже начиналось строительство многоэтажного дома, который по проекту должен был отстоять от крестильного храма на два метра. Была угроза, что наш храм вообще закроют на время проведения строительных работ, так как взмах стрелы крана очерчивает 10 метров в радиусе. Собрав своих людей и посовещавшись, мы решились послать в Москву делегацию прихожан с жалобой на незаконные действия городской администрации. Мы подключили к этому очень знаменитого человека, шахтера — орденоносца Георгия Кочкина. И ему тогда удалось доказать, что город ведет свое строительство в непосредственной близости к храму не законно, так как решение это было принято в одностороннем порядке без согласия с церковью. И Москва дала указание отодвинуть этот дом на почтительное расстояние от границ нашего храма».

Надо отметить, что на сегодня митрофорный протоиерей Петр Гутович имеет церковные и государственные награды, такие как орден святого Даниила Московского III степени, орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, орден Свт Иннокентия Московского, орден преп. Сергия Радонежского, медаль за вклад в развитие Кузбасса III степени, медаль за веру и добро, медаль за служение Кузбассу и др.

«Окидывая мысленным взором эти 30 с лишним лет, — продолжает отец Пётр, — наполненных службами, молитвами, заботами по благоустройству, работой с прихожанами, могу твёрдо сказать, что нисколько не жалею о моём тогдашнем назначении. Прекрасные люди, ставший родным город. Бывая в отпуске в больших городах, в больших приходах, всегда спешу домой. Мне мой Храм, с его непростой историей, всегда самый дорогой, самый тёплый, самый родной. Как и мои прихожане, для которых этот Храм — тоже родной дом, где они получают благодать Божью».

Отец Пётр: о себе и о семье

Родители мои были всегда верующими. И я хотел бы похвалиться, что в моём родстве никогда не было ни одного безбожника и атеиста, даже в самые жесткие и безбожные советские времена. В данное время у меня все братья священники, сёстры замужем за священников. У меня четыре дочери и 11 внуков. Трое дочерей замужем за священниками. Для меня, как для отца, весьма отрадно, что мы принадлежим к святой церкви, уповая на спасение и радуясь, что дети, внуки таких же убеждений и у нас нет никаких разделений и нестроений по этому поводу.

Помню, учась в школе и выслушивая атеистические уроки, глядя на богоборческую агитацию и плакаты, всегда спорил с ребятами: «Если нет Бога, то тогда и нет смысла жизни из-за его полной потери». В детстве, в советское время я как-то не задумывался о священническом служении. Но, став взрослым, перед службой в армии у меня стал возникать интерес к церковным службам, посещению храма. И вот, когда я пошёл в армию, был ещё некий знак: так получилось, что каждый раз, перед вечерним отбоем, я видел из своего окошка гражданский дом и в нём окно, в котором какая-то женщина зажигает лампадочку и начинает молиться. И мне захотелось молиться вместе с ней.

Я служил в Институте Курчатова в Москве и мне довелось посещать Храм Всех Святых на метро «Сокол», и после разговора с отцом Аркадием всё-таки твёрдо решил поступать в семинарию. Большое впечатление оставило посещение Троицо-Сергиевой Лавры. А после службы сразу же подал документы в Московскую духовную семинарию. Власти, КГБ всё это отслеживали и чинили препятствия, вызывали. Но я уже успел выписаться из дома и они не могли меня найти, и вот в это время я и успел поступить. После окончания я ещё закончил Духовную Академию и начал уже служить. Я очень благодарен Богу за то, что Он всегда мне помогал в трудные времена. В советское время к священникам со стороны госструктур относились по-разному, не доверяли, как людям чуждыми этому режиму. Но я всегда был что называется «на острие». Ведь Господь сказал: «Будьте кротки, как голуби и мудры как змии».

Мой день строится с обязательного посещения храма и молитвы. У меня это глубокая внутренняя потребность — приложиться к святыни и помолится. Потом много текущих дел по благоустройству и деятельности прихода, службы, различные мероприятия. А потом приходит очень много людей, прихожан с различными вопросами, их надо выслушать, поговорить, помочь советом или делом. Это прямая забота каждого настоятеля.

Святыни Вознесенского храма

«Это, конечно, список иконы Иверской Божией матери, написанной в монастыре Святого Афона. Сказать, как попала она в храм невозможно, при его строительстве люди, у кого что было, иконы, утварь несли сюда, так здесь оказалась и Иверская. Икона вначале была очень тёмная, малозаметная. Я всё посматривал и думал, что надо приобретать что-то новое, а старое списывать. А потом я заметил, что она стала обновляться. Я не очень-то хотел создавать ажиотаж, всем объявлять об этом обновлении, так как в советское время последовало бы обвинение в фальсификации и прочее… Но одна женщина из Бачат, Ираида, она как-то подходит ко мне и говорит: «Батюшка, ты что, не видишь, икона-то обновляется?». После её свидетельства, мы икону переместили, сделали киот, а после её исследования, на тыльной стороне обнаружили надпись, что написана она на Афоне в келье свт. Иоанна Златоуста. Вот откуда она прибыла к нам. Единственный мой недочёт, что я не фиксировал факты реальной помощи от Иверской Богородицы больным или нуждающимся в чём-то. Как-то не хотел поднимать шумиху. Кому надо — узнают. Но сами видите, в знак благодарности за помощь люди оставляют у иконы, кто — крестик золотой, кто — кольцо, цепочку и другое.

Икона святителя Николая, которая тоже обновилась, как будто бы её вчера написали.

Другая глубоко почитаемая икона храма — Почаевская Божья матерь, которая находится над Царскими Вратами, ее так же, как и в Почаевской Лавре опускают для того, чтобы верующие могли прикладываться к ней.

Кроме этого у нас есть мощи святых угодников. Недавно мы приобрели частицы мощей свв. Петра и Февронии, св. Пантилиймона-целителя, очень почитаемые в православном мире.

В храме имеются также иконы с мощами свв. Божиих угодников ап. Андрея Первозванного, равноап. Марии Магдалины, мц. Фотинии, свтт. Иоанна Тобольского, патриарха Тихона, свт. Праведного Феодора Санаксарского, свт. Иннокентия Иркутского.

Две иконы Царственных мучеников. Мы глубоко чтим подвиг и святость этих людей, как верных угодников Божиих. Я, например, с детства почитал этих людей и ещё в школе прятал за обложкой книги рисунок царской семьи. Я очень рад, что наконец-то канонизировали всю императорскую семью как некий пример, символ верности Богу и России. Вообще же все православные иконы для нас — святыни».

О настоящем и будущем

«И раньше, и сейчас, особенно по большим праздникам, Храм не всегда вмещает всех верующих города и района. Посмотрите, на Пасху, Крещение, Рождество, другие двунадесятые праздники, субботние, воскресные службы людям трудно даже перекреститься. Поэтому назрела реальная необходимость создания ещё одного, нового Храма.

Мы немного разгрузили наш храм тем, что с Божьей помощью и при содействии церковного начальства и других людей открыли много других приходов. С 1992 г., я, как благочинный церквей Беловского района и глава миссионерского отдела Кемеровской епархии, отвечал за эту работу и в Беловском, и в Гурьевском, и в Прокопьевском, и в Ленинск-кузнецком районе. Мы начали активно открывать приходы, лично я принял участие в открытии 41 прихода: В Ленинск-Кузнецке все храмы открыты, в Гурьевском районе, в Полысаево, Салаир, Красное село, Промышленная, Беково, Красный брод, Черта, Новый городок, Бабанаково, Грамотеино и много других. На стыке вот этих политических перемен в те годы власти стали понимать, что надо идти навстречу верующим.

После эпохи господства атеизма люди обратились к вере, хотя и в советское время их было много, если не большинство населения. Но сейчас есть удивительное явление, когда к Богу обращаются сначала дети, а потом уже приходят родители.

При храме есть Воскресная школа, которую посещают более 100 детей. Это очень радует, но могло быть и больше: наши помещения позволяют обучать только такое количество. Также при храме работает молодёжный клуб, добротная библиотека (около 9000 экземпляров духовной литературы), видеотека. Это также привлекает много людей. Еженедельно при храме проводятся огласительные беседы с готовящимися к принятию таинства Крещения, а также катехизаторские беседы по Священному Писанию.

Есть у нас и организация православного скаутского движения. Скауты — это православное юношество и молодёжь, которые закончили Воскресную школу. Главная цель этого движение — воспитание и деятельность патриотического характера на основе русского, российского православного взгляда на мир, на те проблемы и события, с которыми сталкивается наша Родина сегодня. Слово «скауты» здесь не должно смущать: просвещение, идеология и деятельность движения наполнены православным, патриотическим содержанием — знать свою историю, быть готовым к защите Отечества, постоять за родные святыни и идеалы, помогать бедным и нуждающимся.

Очень бы хотелось, чтобы это благородное дело было поддержано в материальном плане всеми патриотами России, города, заинтересованными лицами. Нам, к сожалению, не всегда хватает средств на организацию поездок, летних походов, транспортного обслуживания. Поверьте, в плане духовной, благодатной отдачи эта помощь всегда окупится сторицей.

У нас очень хороший, признанный специалистами, духовный хор. Мне вдвойне приятно, что им руководит моя родная старшая дочь.

На строительство нового храма, даже можно назвать Православного комплекса у нас пока не хватает материальных средств. Но приятно сказать, что администрацией города уже выделен участок в 5−6 микрорайонах для строительства нового большого каменного храма. Он уже освящён. При храме предполагается зона отдыха, парк, насаждения, библиотека, столовая. Мы искренне надеемся, что с Божьей помощью и при поддержке властей, всех заинтересованных лиц мы воздвигнем этот прекрасный храм Благовещения и весь комплекс. Областная администрация в лице А. Г. Тулеева одобрительно относится к этому проекту».

Корр.:

— И в завершении разговора, отец Пётр, давайте поговорим о такой теме: Православная Церковь в современных СМИ. Каково общее отношение СМИ к Православию сегодня? Как вы относитесь к телевидению?

Чем, на Ваш взгляд, вызвана эта новая волна кощунств и оскорблений чувств православных верующих: выставки с рубкой икон топором, «панк-молебен», «крестоповал», надругательство над святынями и т. д.

У меня, например, сложилось мнение, что это реакция антиправославных сил на недавнее массовое поклонение поясу Богородицы, когда за короткое время, без всякого призыва им вышло поклониться около 4 миллионов Православных?

— Да, это во многом так. Но это вызвано не только борьбой с Православием как религией, и борьбой с Россией, русским народом, как с государством. Ведь Православие — это духовный оплот России, не умаляя достоинств других религий. Ведь известный американский политик Киссинджер, советник президента Клинтона, открыто заявил, что после крушения коммунизма в России, самым главным врагом становится Православие. Почему мы должны забывать эти слова? А против Православия ведётся война не только в России — Сербия, бывшая Югославия, Греция, Кипр и во многих других странах. Задело это и европейское христианство — католичество. Это практическое следствие идеи либерализма: «Человек свободен и имеет право делать то, что хочет». А мы знаем, чего может захотеть «свободный», безбожный человек. Делать грех. В Евангелии другая трактовка свободы: «Познайте Христа, и это сделает вас свободными». А именно — от греха, от зла. И это должен знать и помнить каждый россиянин, каждый православный.

Опубликовал: Вячеслав Старцев.
Источник