ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ СОВЕТСКОЙ РОДИНЫ СССР

Журавков Михаил Владимирович

10 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Журавкова Михаила Владимировича — лётчика, заместителя командира эскадрильи 13-го гвардейского Рославльского Краснознаменного авиаполка, 4-й гв. Брянской авиационной дивизии, 4-го гв. Гомельского авиационного корпуса Авиации Дальнего Действия (АДД), гвардии майора.

В начале Великой Отечественной войны лётный состав Военно-Воздушных сил страны наполовину состоял из молодых пилотов, только-что окончивших лётные школы и училища, в том числе и аэроклубы.

Они, русские парни из рабоче-крестьянских семей не оробели перед чистопородными лётчиками люфтваффе из титульных фамилий, с боевым опытом войны в Европе, а схлестнулись с ними в смертельной схватке, проявляя мужество и отвагу и, русский, непобедимый характер.

В первые месяцы войны среди советских авиаторов — сталинских соколов воевало немало лётчиков-кузбассовцев, и одним из них был Михаил Журавков — селянин, выпускник Беловского аэроклуба. У крылатого воина, урождённого в деревне Ивановка Каинского уезда Томской губернии (ныне Кыштовский район Новосибирской области), отроческие годы прошли в Кузбассе, в селе Конево Беловского района, куда он в четырёхлетнем возрасте переехал с родителями. Там же в селе Михаил окончил четырёхклассную начальную школу, затем школу крестьянской молодёжи в соседнем селе Байкаим, а в другом — в Старых Пестерях получил среднее образование, после чего работа в колхозе. В семнадцать лет сельский парень переехал жить в г. Белово, где поступил учиться в городской аэроклуб и, в то же время он устроился работать сторожем в эту лётную организацию ОСОАВИХИМа.

Год учёбы — первоначальные навыки летного дела, и аэроклубовец Журавков в целях повышения знаний по собственному заявлению через райвоенкомат отправляется служить в армию, где его оправляют учится в Красноярское военно-авиационное училище лётчиков (в 1939 г. было переведено в Новосибирск). Два года учёбы, затем служба в ВВС, в бомбардировочном полку Московского военного округа, где наш земляк-авиатор встретил начало Отечественной войны.

С 22 июня 41-го г. началась боевая работа лейтенанта Журавкова в бомбардировке войск противника, вылетая каждый день на задания, сопряжённые с большим риском в вероятности не вернуться назад, не имея должного прикрытия истребителей, надеясь на удачу и на мастерство. Обладая высокими лётными качествами, лётчик-кузбассовец только за полмесяца с начала войны на бомбардировщике СБ, при всеобщем доминировании в небе вражеской авиации совершил 23 боевых вылета, за что одним из первых в первых наградных указов в августе 41-го был награждён орденом Красной Звезды. К тому времени Михаилу Журавкову было неполных 21 год.

В одном из вылетов на бомбардировку переправы через Западную Двину, бомбардировщик Михаила Журавкова атаковали три вражеских истребителя, надеясь на лёгкую добычу, так как самолёт был один и без сопровождения, но стервятники просчитались. Советский лётчик, маневрируя тяжёлым СБ, гружённый бомбами, сбил одного гада, а остальные ретировались, расстреляв свои боекомплекты. Но и бомбардировщику досталось — получил с избытком многочисленные повреждения и загорелся, но лётчик-кузбассовец сумел довести израненную машину до цели и уничтожил переправу. Обратного пути самолёту хватило только до пересечения линии фронта, после чего командир Журавков отдал приказание экипажу покинуть борт.

В другом боевом вылете самолёт нашего земляка в очередной раз был подбит зенитным огнём, что снова лётчикам пришлось покидать горящую машину на парашютах, а затем выйти к партизанам, от которых, благополучно вернулись в свой полк. В 42-м г. авиаполк, в котором служил Михаил Журавков был переподчинён Авиации Дальнего Действия, и все боевые вылеты совершались только по приказу из ставки Верховного Главнокомандования — лично И. В. Сталиным.

В этом главном авиасоединении, сменив отечественный бомбардировщик на американский Б-25 «Митчелл», лётчик-кузбассовец участвовал в боевых действиях Западного, Калининского, Сталинградского и на других фронтах, а так-же выполнял дальние боевые вылеты на бомбардировку военно-промышленных объектов противника на территории в Германии и в Финляндии. На третьем году войны командир звена М. Журавков, рискуя жизнью, совершил самоотверженный подвиг: он, получив приказ на бомбардировку железнодорожного узла Витебск, вызвался в одиночку первым пройти над целью и вызвать на себя огонь зенитной артиллерии врага, что и сделал. Пока немцы обстреливали самолёт, сосредоточив весь огонь на нём, к объекту незамеченными подошли эскадрильи полка и успешно отбомбились, нанеся ощутимый урон вражеским эшелонам с техникой и войсками. А сам инициатор плана получил в свой «Митчелл» до ста пробоин, но наш земляк дотянул свою израненную машину на свой аэродром.

К марту 44-го г. гвардии майор М. В. Журавков совершил 213 (в том числе 200 в ночное время) успешных боевых вылетов и сбросил на противника свыше двухсот тонн авиабомб, из которых 205 прямых попаданий в назначенные цели.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Журавкову Михаилу Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Этим же указом звание Героя было присвоено его штурману экипажа — капитану Леониду Тюрину. Отважные лётчики стали первыми Героями своего полка.

К концу войны, командуя эскадрильей, комэск Журавков совершил 265 боевых вылетов, в том числе 240 — в ночное время, имея боевой налёт в тысячу часов, из них 735 ночью, а последний вылет совершил 6 мая 1945 года на бомбардировку немецкого гарнизона польского города-крепости Бреслау (ныне Вроцлав).

После войны майор Журавков продолжал службу в авиации, окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу, командовал учебными авиаполками в Высшей авиационной офицерской школе Дальней авиации в Рязанской области, в Казани. Лётную службу Михаил Журавков завершил в должности заместителя командира бомбардировочной авиадивизии по лётной части в Белоруссии, после чего по состоянию здоровья был списан с лётной работы.

До конца своей жизни Михаил Владимирович продолжал работать в авиации, но уже на штабной, был начальником отдела кадров в штабе бомбардировочного авиакорпуса, служил заместителем начальника штаба Центра боевого применения и подготовки командиров кораблей Дальней авиации.

Полковник М. В. Журавков скончался после непродолжительной тяжелой болезни, не дожив год до своего пятидесятилетия, сказались раны и подорванное здоровье в годы войны.

Похоронен в Рязани на Скорбященском кладбище. Награждён орденами дважды Ленина, Красного Знамени, дважды Красной Звезды, медалями. В Рязани на доме, где жил Герой установлена мемориальная доска.

Его именем названы улицы в селе Конево Беловского района Кемеровской обл. и в селе Кыштовка Новосибирской области. Имя М. В. Журавкова увековечено на монументах и мемориалах в городах: Рязань, Новосибирск, Кемерово и в Белово.

Опубликовал: Вячеслав Старцев.
Источник