Еще раз о Беловском паровознике

БЕЛОВСКИЙ ПАРОВОЗНИК

Прочитал в газете «Беловский вестник» статью «Беловский паровозник». Автор его Алсиня Шулепко рассказала об одном из интересных фактов из истории родного города.

Речь в нем шла о том, что в годы Великой Отечественной войны труженики паровозного депо станции Белово на собранные средства приобрели штурмовик и назвали его «Беловский паровозник».

Беловчане решили вручить самолет нашему земляку Ивану Хлебникову.

Хотелось бы добавить к этому материалу, что жизненный путь Ивана Георгиевича Хлебникова был еще сложнее, извилистей и во сто крат труднее чем легенда о нем. Восстановить историческую правду иногда непросто, но это необходимо, чтобы показать, как нашему прославленному земляку пришлось преодолевать всевозможные преграды.

Впервые об этом я узнал от своего педагога, участника войны Виктора Сергеевича Овчинникова. Когда-то он преподавал черчение в нашей школе № 28, позже создал прекрасный музей боевой славы в средней школе № 11. В фондах музея были материалы и о «Беловском паровознике». Эта тема меня заинтересовала. Несколько лет собирал факты об этом любопытном эпизоде. Удалось встретиться со старыми железнодорожниками, очевидцами и участниками тех давних событий военных лет. В ходе поиска были поездки, встречи с людьми, работа с документами. Впоследствии я как редактор городского радиовещания готовил радиоочерк ко Дню Победы. Помощь в подготовке очерка оказывали многие неравнодушные люди. Среди них — Елена Майорова, в то время директор музея Дворца творчества детей и молодежи. Ветеран-железнодорожник Виктор Иванович Носов рассказывал, что в годы войны совсем молодым пареньком работал в депо станции Белово. Он тоже участвовал в сборе средств на самолет «Беловский паровозник». И рассказывал о перипетиях судьбы «именного» штурмовика.

Большую помощь оказал в работе над очерком бывалый фронтовик Иван Алексеевич Мыльников из города Кемерово. Познакомил нас случай — в газете «Кузбасс» я наткнулся на объявление под рубрикой «Отзовитесь», где ветеран И. А. Мыльников искал однополчан, тех, кто знал о судьбе ИЛ-2 «Беловский паровозник». Иван Алексеевич служил вместе с нашим земляком И. Г. Хлебниковым в одной части и хорошо знал его. История оказалась чуть ли не детективная. Иван Алексеевич подробно написал обо всем.

Беловский железнодорожник Иван Хлебников уходил на фронт с большой надеждой, что продолжит свое обучение в авиаучилище для того чтобы стать настоящим военлетом. Действительно при распределении Ивана направили в 235-й штурмовой полк 264-й штурмовой авиадивизии 5-го штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии. Теперь уж его мечта должна осуществиться, думал Хлебников, но все вышло по-другому. Напрасно он просил начальство отправить его в летную школу, его никто слушать не стал. На войне не выбирают, где служить, и Ивана распределили в техническую службу. С желаниями особо никто не считался.

В это время в Белове рабочие-паровозники решили собрать деньги, и приобрести на эти средства самолет и отправить его в ту часть, где служил Иван Хлебников. На предприятии знали, что еще до службы Иван успешно совмещал работу в депо с учебой в аэроклубе и с отличием его окончил. Поэтому никто не сомневался, что он бьет врага в небе. Самолет с гордой надписью «Беловский паровозник» делегация железнодорожников доставила в штурмой авиаполк. Ивану об этом ничего не сообщали. Хотели сделать сюрприз. Командир полка, узнав о дорогом подарке и желании передать штурмовик своему земляку, был в неудомении. Стали искать летчика с такой фамилией, но такого пилота в полку не было. Правда, был Хлебников, но не летчик, а моторист из взвода обслуживания самолетов. Скандал был нешуточный. Невольно вышло, что Иван якобы обманул земляков. Между тем нужно было что-то делать. «Именной» самолет торжественно вручили одному из самых опытных летчиков полка, Герою Советского Союза Ивану Лазаревичу Могильчаку. К октябрю 1943 года старший лейтенант Иван Могильчак командовал эскадрильей. За штурвалом «Беловского паровозника» Иван Могильчак успешно громил врага с воздуха.

(К сожалению, В 1944 году штурмовик отважного летчика был сбит в воздушном бою в небе Венгрии, И. Л. Могильчак умер от ран в госпитале).

Герой Советского Союза И. Л. Могильчак

После того скандала с самолетом Иван очень расстроился, но рук не опустил, усиленно изучал материальную часть самолета, теоретически осваивал управление штурмовиком. Не только служебное, но и все свободное время проводил на аэродроме. Ему доверили готовить штурмовик «Беловский паровозник» к вылету.

Так бы и провоевал Иван Хлебников на земле, но опять помог случай. Однополчанин Иван Алексеевич Мыльников писал в вспоминаниях: «Наш полк перебазировался на другой аэродром. В это время пилот штурмовика заболел. Иван на свой страх и риск решил сам перегнать «Беловский паровозник». Он самовольно сел за штурвал самолета и взлетел в воздух, взяв курс на новый аэродром. Мастерски Иван посадил самолет на новом месте. Дело «об угоне боевого самолета» попало в особый отдел. Оформлялись документы на Ивана Хлебникова для передачи в военный трибунал. Спас его командующий 5-м авиакорпусом Н.П. Каманин. Он тщательно изучил все обстоятельства дела и понял, что этот поступок был вызван одним желанием — летать. Своей властью генерал спас его от расстрела и дал ему 20 суток ареста. А после гауптвахты отправил молодого беловчанина в летное училище». Так сбылась мечта Ивана Хлебникова. Он сражался с врагом до Победы уже в качестве летчика.

Наша справка: Николай Петрович Каманин (1908—1982) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один из семёрки первых Героев Советского Союза (1934). Участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин"(1934). Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов (1960—1971).


Примечание: Сбор средств в фонд обороны проходил во всех коллективах города Белово. Беловчане собирали деньги на самолеты «Комсомолец Кузбасса», подводную лодку «Новосибирский комсомолец» (до 1943 года Кузбасс был частью Новосибирской области) и.т.д. Труженики Беловского завода «Кинап» (впоследствии вошел в состав завода «Кузбассрадио») собрали средства на приобретение эскадрильи (9 самолетов) для истребительного полка. Дети также принимали участие в сборе денег на покупку для фронта самолета «Школьник города Белово». И таких примеров патриотизма великое множество.

Автор: Михаил Живописцев, писатель-краевед, член Союза журналистов России.

Опубликовал: Вячеслав Старцев.
Источник