БИОГРАФИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МИХАИЛА ВЛАДИМИРОВИЧА ЖУРАВКОВА.

БИОГРАФИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

М.В. ЖУРАВКОВА.

(написана на основании данных личного дела из военкомата)

БИОГРАФИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.В. ЖУРАВКОВА.

Герой Советского Союза Михаил Владимирович Журавков родился 10 сентября 1920 года в деревне Ивановка Кыштовского района Новосибирской области в крестьянской семье Владимира Акимовича и Федосии Максимовны Журавковых. В 1924 году семья переехала в деревню Конёво Беловского района Кемеровской области.

Первые четыре года Михаил учился в начальной школе деревни Конёво. В пятом классе учился в школе крестьянской молодёжи села Байкаим и жил в интернате. Михаил продолжал учёбу в школе села Старые Пестери за 15 километров от дома. Закончил неполную среднюю школу с оценкой «очень хорошо».

1933 г. Слева – Журавков Михаил с сёстрами Марией, Евдокией и братом Степаном.

1933 г. Слева — Журавков Михаил с сёстрами Марией, Евдокией и братом Степаном.

Почти год после окончания школы Михаил работал в колхозе. В эти годы по всей стране гремела слава лётчиков-героев: М. Водопьянова, М. Громова, Г. Байдукова. Михаила захватила мечта об авиации. В 1937 году в городе Белово открылся Осоавиахимовский аэроклуб. Не раздумывая, Михаил делает первый шаг к осуществлению свое мечты: он поступает на учёбу в аэроклуб. Одновременно с учёбой он работал в этом аэроклубе охранником.

После окончания учёбы в аэроклубе в 1938 году, в возрасте 18 лет, Михаил Журавков добровольно вступил в ряды Красной Армии (призывной возраст в те годы был 19 лет). Его сразу направили на учёбу в 31-ое Красноярское авиационное училище лётчиков. В апреле 1939 года Красноярское авиационное училище было переведено в г. Новосибирск и преобразовано в военную авиационную школу пилотов. М. Журавков окончил школу пилотов по первому разряду и в июле 1940 года и направлен на службу в 165-ый резервный авиаполк МВО, в котором готовили кадры для развёртывания авиационных частей. В октябре 1940 года 165-ый полк был расформирован и М. Журавкова перевели лётчиком в 213-й скоростной бомбардировочный авиаполк 23-й САД (смешанной авиадивизии). С 25.06.1941 года по 15.07.1941 года М. В. Журавков воевал в составе в 213-ого СБАП (скоростного бомбардировочного авиаполка). За 3 недели боевых действий в этом авиаполку он совершил 23 боевых вылета.

1941 год. Слева – пилот Журавков М.В.

1941 год. Слева — пилот Журавков М. В..

За мужество и отвагу, проявленные в первые недели войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1941 года Михаил Владимирович Журавков получил первую боевую награду — орден Красной Звезды. Орден М. В. Журавков получил в Кремле из рук Михаила Ивановича Калинина.

За первые недели военных действий 23-я САД понесла большие потери и направлена на переформирование. В июле 1941 года М. В. Журавков направлен на службу в 37 авиаполк. С 24 июля Михаил Журавков воевал в 37-ом скоростном бомбардировочном полку. В этом же полку начинал свою службу выпускник Челябинского военного штурманского авиационного училища Леонид Фёдорович Тюрин, назначенный штурманом в экипаж Журавкова. Экипаж воевал в таком составе до конца 1944 года. Действия велись в интересах 22-ой и 29-ой Армий Западного фронта. Удары наносились по колоннам, переправам и аэродромам в районах Великие Луки, Демидов, Велиж, Западная Двина. Дважды за время войны бомбардировщик Журавкова сбивали немецкие истребители.

17 августа 1941 года экипаж Журавкова выполнял приказ по уничтожению стратегически важной переправы через Западную Двину. На подходе к цели одиночный бомбардировщик М. Журавкова был атакован двумя истребителями противника. В тяжёлом бою экипаж сбил один истребитель противника. Но и самолёт Журавкова получил повреждения и загорелся. Михаил сумел довести загоревшуюся машину до цели, добился прямого попадания в переправу. После выполнения задания самолёт с трудом дотянул до линии фронта, и экипаж покинул самолёт по приказу командира. Добирался до своего аэродрома почти трое суток.

Весной 1942 года в СССР началась поставка из США по ленд-лизу бомбардировщиков В-25. Для освоения новой техники 2 мая 1942 года 37-ой авиаполк был переведен на аэродром Монино. Там лётчиков ожидали первые четыре средних бомбардировщика В-25, поступивших из США. Первые боевые вылеты на ленд-лизовских самолётах В-25 «Mitchell» в июле 1942 года осуществили лётчики 37-ого бомбардировочного полка дальнего действия, в котором служил М. В. Журавков. После переучивания на новую технику штурманом в экипаже М. В. Журавкова остался Тюрин Л. Ф..

В августе 1942 — апреле 1943 года экипаж М. В. Журавкова в составе 37-ого бомбардировочного авиаполка участвовал в операциях Западного, Калининского, Сталинградского, Брянского фронтов. Объектами бомбардировок были войска и скопления боевой техники противника на станциях Гомель, Вязьма, Витебск, Орша, Смоленск, Рославль, Брянск. Бомбили и немецкие самолёты, размещённые на захваченных советских аэродромах под Курском, Смоленском, Витебском, Ново-Дугино, Сеща.

1942 год. Экипаж обсуждает предстоящий боевой вылет. Слева направо: штурман Тюрин Л.Ф., правый пилот - Каныгин

1942 год. Экипаж обсуждает предстоящий боевой вылет.

Слева направо: штурман Тюрин Л. Ф., правый пилот — Каныгин

29 сентября 1942 года полк переведен в состав Авиации Дальнего Действия и переименован в 37-ой АП ДД. 26 марта 1943 года 37-ой авиаполк дальнего действия преобразован в 13-ый Гвардейский полк дальней авиации.

В конце 1942 года полк получил приказ на бомбардировку крупного железнодорожного узла города Вязьма. Командование полка высоко ценило боевое мастерство и мужество М. В. Журавкова и не раз поручало ему рискованные задания. На этот раз перед экипажем поставили задачу: первым в одиночку пройти над целью, отвлечь противника и вызвать огонь зенитной артиллерии на себя. Рискованный план сработал: ночью 27 декабря экипаж сбросил несколько бомб на краю железнодорожного узла, в результате чего начался пожар. Пока зенитки пытались сбить советский бомбардировщик, скрытно подошедшие эскадрильи полка отбомбились по железнодорожным составам противника. В ту ночь было уничтожено более ста вагонов с вражеской техникой. Самолёт Журавкова получил более 90 пробоин. М. Журавков с невероятным трудом смог посадить самолёт на своём аэродроме.

Экипаж М. В. Журавкова участвовал во всех боевых задачах своего авиаполка. Экипаж отлично провёл бомбометание по станции Витебск, где было уничтожено свыше 500 вагонов с вражеской техникой.

25 марта 1943 года М. В. Журавков был награждён орденом Ленина. Из представления к награждению орденом Ленина: «Инициативность, смелость и находчивость над целью — закон боевой работы лейтенанта Журавкова. И только поэтому на все новые цели экипаж товарища Журавкова посылается первым. И он отлично справляется с поставленной задачей. Командир 37 АП ДД Катаржин».

 1943 г. В центре – Журавков М.В.

1943 г. В центре — Журавков М. В..

В один из боевых вылетов, отработав важный объект в немецком тылу, бомбардировщик Журавкова возвращался на свой аэродром и над территорией Белоруссии был атакован немецкими истребителями. Бомбардировщик загорелся. Журавков приказал экипажу покинуть самолёт и сам выпрыгнул с парашютом. Как только раскрылся купол его парашюта, по нему открыли огонь с земли. При приземлении стропы парашюта зацепились за верхушку сосны. Освободившись от парашюта, он рухнул на землю. Несколько дней М. В. Журавков провёл в партизанском отряде и был переправлен в свой полк.

Экипаж М. В. Журавкова в апреле — мае 1943 года выполнял в ночное время боевые вылеты на разрушение военно-промышленных объектов Германии и Польши. Боевой экипаж проделал большую работу по оказанию помощи наземным войскам при освобождении городов: Харьков, Полтава, Смоленск, Рославль, Брянск. За участие в этих операциях экипажу объявлены несколько благодарностей от командования наземных войск.

М.В. Журавков считался в полку одним из лучших лётчиков. Если перед соединением стояла сложная и особо важная задача, то выполнение её командование поручало М. Журавкову. Так 10 октября 1943 года экипаж выполнял специальное задание командования: было поручено произвести выброску листовок над центральной частью Германии на 75 км южнее Берлина. Полёт выдался трудным. На всём протяжении многочасового полёта пришлось преодолевать облачность, которую сменял сильный туман. Однако экипаж сработал точно и выполнил задание: листовки были сброшены точно в обозначенный пункт. Экипаж находился в воздухе 11 часов 20 минут. Из них 9 часов — над территорией противника.

15 февраля 1944 года дивизия получила задание маршала Голованова выделить лучший экипаж для разведки погоды на территории Финляндии. Выбор пал на экипаж капитана М. В. Журавкова. Было произведено 7 ночных вылетов в глубокий тыл Финской территории. Данные разведки, предоставленные экипажем Журавкова, позволили соединениям авиации дальнего действия нанести точные бомбовые удары по городам Тампере, Турку, Хельсинки.

В своей книге «Дальняя бомбардировочная» маршал Голованов упоминает о мужественных лётчиках: гвардии капитане М. В. Журавкове и гвардии капитане Л. Ф. Тюрине. Кроме бомбардировок и разведки экипаж М. Журавкова занимался доставкой грузов партизанам.

1944 г. Аэродром Умань. Звено 1-й эскадрильи 13 Гв. АП ДД. Слева направо: Козлов М.Д. – командир эскадрильи, Журавков М.В. – командир звена, 5-й – Тюрин Л.Ф. штурман звена.

1944 г. Аэродром Умань. Звено 1-й эскадрильи 13 Гв. АП ДД. Слева направо: Козлов М. Д. — командир эскадрильи, Журавков М. В. — командир звена, 5-й — Тюрин Л. Ф. штурман звена.

Экипаж М. В. Журавкова участвовал в налётах на все цели, которые получал полк в период военных действий. Журавков М. В. отлично летал на самолётах: У-2, Р-5, СБ, Пе-2, В-25, считался одним из лучших лётчиков дивизии.

18 ноября 1943 года командованием 4-ого гвардейского Авиакорпуса Дальнего Действия за отвагу и геройство при выполнении боевых заданий М. В. Журавков был представлен к званию Героя Советского Союза. По этому представлению 29 декабря 1943 года он был награждён орденом Красного Знамени.

11 августа 1944 года командир 4-ой гвардейской авиадивизии Дальнего Действия полковник Кожемякин И. И. подписал приказ по дивизии, согласно которому «…лучшему из лучших экипажей дивизии, экипажу М.В. Журавкова» передали самолёт-бомбардировщик В-25 бортовой № 327 623. Самолёт был закуплен на средства, собранные личным составом соединения и назван «Честь Гвардии».

Экипаж именного самолёта «Честь Гвардии. Слева направо: командир экипажа Журавков М.В., штурман – Тюрин Л.Ф.

Экипаж именного самолёта «Честь Гвардии. Слева направо: командир экипажа Журавков М. В., штурман — Тюрин Л. Ф..

Первым лётчиком 4-ой гвардейской авиадивизии Дальнего Действия, которому было присвоено звание Героя Советского Союза, был Михаил Владимирович Журавков, командир экипажа 13-ого гвардейского Рославльского Краснознамённого авиаполка. К моменту оформления наградного листа (28.03.1944 года) М. Журавков сделал 213 боевых вылетов, из них 200 — ночью.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за проявленные мужество, доблесть и отвагу при выполнении боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками гвардии капитан Журавков Михаил Владимирович был удостоен высшей награды — звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды. Вместе с ним звание Героя Советского Союза присвоено штурману его экипажа Тюрину Леониду Фёдоровичу. Командира экипажа М. В. Журавкова и его штурмана 12 декабря 1944 года награждал в Кремле Михаил Иванович Калинин.

М.В. Журавков стал первым Героем Советского Союза не только в 13-ом авиаполку и в 4-й авиадивизии, но и в 4-ом Гвардейском авиакорпусе Дальнего Действия. К концу 1944 года гвардии майор Журавков был командиром эскадрильи 34-го Гвардейского авиационного полка Дальнего Действия.

Вручение золотой Звезды Героя Советского Союза и ордена Ленина в Кремле. В верхнем ряду 2-й слева Журавков М.В., 2-й справа – штурман Тюрин Л.Ф.Вручение золотой Звезды Героя Советского Союза и ордена Ленина в Кремле. В верхнем ряду 2-й слева Журавков М. В., 2-й справа — штурман Тюрин Л. Ф..

В конце сентября 1944 года М. В. Журавков был переведен в 335 бомбардировочный авиаполк той же дивизии на должность командира эскадрильи.

1945 год. Аэродром Мелец. 335 БАП. 4-й справа - Журавков М.В., 3-й – ком. полка Горди-ловский В.А.1945 год. Аэродром Мелец. 335 БАП. 4-й справа — Журавков М. В., 3-й — ком. полка Гордиловский В. А..

Войну закончил в звании гвардии майора командиром эскадрильи 250-ого гвардейского бомбардировочного авиаполка 4-ого гвардейского авиационного корпуса ДД.

1945г, май, Победа! Журавков М.В. слева.

1945 г, май, Победа! Журавков М. В. слева.

За период Великой Отечественной войны М. В. Журавков сделал 265 боевых вылетов с налётом 987 часов: 735 — в ночное время и 252 часа — днём.

В 1948 году Журавков М. В. с женой приезжал на родину в деревню Конёво.

 В 1948 году Журавков М.В. с женой приезжал на родину в деревню Конёво. Слева сидит Журавкова Федосья Максимовна

В 1948 году Журавков М. В. с женой приезжал на родину в деревню Конёво.

Слева сидит Журавкова Федосья Максимовна

В 1949 — 1950 г. М. В. Журавков был слушателем Высшей офицерской лётной тактической школы командиров частей Дальней Авиации.

После войны М. В. Журавков служил в разных регионах страны:

— в Кировограде — командиром эскадрильи 250-ого гвардейского авиаполка Дальней Авиации. (до 2.1949 г.)

- в Иваново — заместителем командира полка, инструктором-лётчиком по технике пилотирования и теории полёта в 198-ом гвардейском авиационном полку Дальней Авиации. (2.1949г. — 11.1950г.).

 — 28.04.1949 года М. В. Журавкову присвоено звание — подполковник.

— в Ряжске — заместителем, а потом командиром 597-ого учебно-авиационного полка Рязанского ВАОШ Б. П. Дальней Авиации. (11.1950г. — 5.1956г.).

 Г. Ряжск. Командир 597 УАП Журавков М.В. – 4-й слева. г. Ряжск. Командир 597 УАП Журавков М. В. — 4-й слева

— 19.03.1955 года М. В. Журавкову присвоено звание — полковник.

— в Казани — командиром 890-ого отдельного учебно-тренировочного авиационного полка Дальней Авиации. (5.1956г. — 6.1958г.).

 — 2.06.1960 года присвоено звание «Военный лётчик первого класса»

— в городе Барановичи — первым заместителем командира 45-ой тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации. (6.1958г. — 9.1960г.).

31 августа 1960 года М. В. Журавков по состоянию здоровья был отстранён от полётов на реактивных самолётах.

Продолжал службу в Авиации:

— в Смоленске — начальником отдела кадров 6-ого отдельного бомбардировочного авиационного корпуса Дальней Авиации. (9.1960г. — 2.1963г.).

1955 г. Город Казань. Журавков М.В. – командир 890-го отдельного учебного тренировоч-ного авиационного полка Дальней Авиации (2-й справа)

1955 г. город Казань. Журавков М. В. — командир 890-го отдельного учебного тренировочного авиационного полка Дальней Авиации (2-й справа)

— в Рязани (Авиагородок Дягилево) — заместителем начальника штаба лётного Центра боевого применения и подготовки командиров кораблей Дальней Авиации. (2.1963г. — 7.1969г.).

 1964 г. Рязань. Журавков М.В. 2-й слева.

1964 г. Рязань. Журавков М. В. 2-й слева.

В 1969 году у Михаила Владимировича выявили осложнённую язвенную болезнь желудка. Состояние требовало оперативного хирургического вмешательства. Несмотря на квалифицированную помощь, оказанную в Рязанской областной клинической больнице, Михаил Владимирович умер 6 июля 1969 года.

Михаил Владимирович Журавков похоронен в Рязани на мемориальном Скорбященском кладбище. Его имя увековечено на памятной стеле площади Победы городе в городе Рязани, на Аллее Славы в городах Новосибирске и Белово. Одна из улиц в селе Конёво и селе Кыштовка носит имя М. В. Журавкова. В авиагородке Дягилево (Рязань) 10 сентября 2010 года на доме, где жил М. В. Журавков с семьёй, установлена памятная доска.

В Рязани проживают три дочери и два внука М. В. Журавкова. Нина Ильинична, жена М. В. Журавкова, умерла в 2012 году. Внук Виталий, ветеран боевых действий (Чечня) умер в 2006 году.

10 сентября 2010 г в военном городке в установке памятной доски принимает участие правнук Журавкова М.В. - Михаил.

10 сентября 2010 г в военном городке в установке памятной доски принимает участие правнук Журавкова М.В. - Михаил.

10 сентября 2010 г в военном городке в установке памятной доски принимает участие правнук Журавкова М. В. — Михаил.

Автор: Шилова В.М. (Журавкова), дочь Журавкова М. В.

Фото: автора

Опубликовал: Вячеслав Старцев.