Беловский паровозник

Беловский паровозник

В военное лихолетье силы всей страны были направлены на одно — победу над врагом. Мужчины, которые из-за непризывного возраста или из-за того, что не могли покинуть производство, создавали «военные» бригады, где трудились по-ударному, становились инициаторами сбора денежных средств на строительство танков и эскадрилий самолетов. Так, из цехов локомотивного и вагонного депо станции Белово ушли в бой бронепоезда «Сибиряк» и «Металлург Кузбасса», построенные нашими железнодорожниками. А труженики паровозного депо подарили 235-му штурмовому полку 264-й авиадивизии штурмовик Ил-2. Самолет, его назвали «Беловский паровозник», участвовал в воздушных боях на Курской дуге, в небе Украины и Польши. А за штурвалом боевой машины сидел наш земляк — Иван Георгиевич ХЛЕБНИКОВ.

С помощью заведующей научно-просветительским отделом Музейно-выставочного центра Натальи Михайловны ФЕДОСЕЕВОЙ и сестры Ивана Георгиевича — Нины Георгиевы ХЛЕБНИКОВОЙ-АГЕЕВОЙ — мы расскажем о необычной странице в истории города.

Подарок от земляков

Георгий Иванович ХлебниковВ годы войны работники тыла делали все, что было в их силах, чтобы приблизить победу. Рабочие паровозного депо железнодорожного узла Белово Георгий Хлебников и Петр Клигер бросили клич о сборе денег на строительство боевого самолета. Сто тысяч рублей были сданы в фонд обороны. Одновременно они послали письмо Иосифу Сталину — руководителю Советского государства, генералиссимусу и маршалу СССР — с просьбой построить на эти деньги штурмовик и вручить его выпускнику летного училища беловчанину Ивану Георгиевичу Хлебникову — сыну Георгия Ивановича Хлебникова.

Выбор не был случайным. До войны Иван вместе с отцом работал помощником машиниста паровоза, занимался в аэроклубе. Его призвали в ряды Красной армии в 1941 году, но сразу на фронт не отправили: молодого, здорового сибиряка отобрали для учебы в летном училище. По окончании краткого курса летчик Хлебников был направлен защищать воздушное пространство страны в 235-й полк 264-й Киевской штурмовой дивизии.

В апреле 1943 года произошло необычное событие. Ивана вызвали в штаб полка, где он получил приказ: «Собирать экипаж и отправиться в штаб дивизии, чтобы получить документы, а потом лететь в Москву за… подарком от земляков». Иван Хлебников с товарищами прибыл в столицу, получил новенький штурмовик Ил-2, на фюзеляже которого художник написал: «Беловский паровозник». Что творилось тогда в душе молодого летчика, нетрудно представить, ведь его отец и товарищи по работе оплатили постройку самолета и доверили ему бить врага на именной машине.

документ

Иван Хлебников 1943 год.За годы войны Ивану Георгиевичу не раз приходилось выполнять сложнейшие задания, но больше всего он запомнил первый боевой вылет. Сохранились его воспоминания: «Мы получили приказ обработать передовую противника. Когда приблизились к цели, нас встретил плотный огонь зениток, а потом появились вражеские истребители. Взглянув на хвост своего самолета, я увидел, что меня преследует «мессершмидт», враг подошел совсем близко и стал бить по корпусу. Я слышал, как зацокали пули по броне. Медлить не стал. Сделал вираж, и дал по нему ответную очередь из пулемета. Фашист сразу отстал, а потом стал медленно падать. Выполнив боевое задание, мы вернулись на аэродром. Ребята насчитали на корпусе моей машины 59 пробоин.

Крепко досталось подарку земляков, но у самолета была надежная броня, он остался в строю».

Легендарный Ильюшин

Иван Георгиевич был прав: штурмовик Ил-2 был надежным и самым массовым боевым самолетом в истории советской авиации: промышленность выпустила более 36 тысяч летающих машин! В 1938 году Ил-2 разработал и сконструировал Сергей Ильюшин. Переоценить вклад, который самолет внес в победу над фашистской Германией, — нереально, настолько он велик и значителен. Эти боевые машины составляли более 30% от общего числа самолетов, воевавших на фронте. К середине 1943 года (начало Курской битвы) советская промышленность ежемесячно отправляла на фронт одну тысячу самолетов Ил-2. В начале войны за 30 успешных вылетов на Ил-2 летчику присваивали звание Героя Советского Союза. Штурмовик — настоящий самолет-труженик, он вынес на своих плечах все тяготы войны.

Вылетали на задание… со сковородой

Носовая часть одномоторного двухместного моноплана Ил-2 состояла из стальных пластин толщиной 4−6 мм, соединенных между собой заклепками и болтами. Это была настоящая броня, которая защищала: мотор, кабину, бензо- и маслосистему и систему охлаждения. В передней кабине размещалось регулируемое по высоте кресло пилота из дюралюминия. Парашют укладывался в чашку сидения. За передней кабиной располагался задний бензобак, защищенный бронелистами толщиной 6 и 12 мм. Фонарь кабины пилота состоял из двух секций: неподвижного козырька, лобовая панель которого была выполнена из 64 мм бронестекла К-4, и сдвижной части из того же бронестекла и брони. Кроме того, 8 мм бронестекло защищало пилота сзади. За отличную броню штурмовик Ил-2 часто называли летающим танком. Правда, у стрелка, который располагался спиной к пилоту и сидел на брезентовой ленте, — броня была значительно меньше. Со стороны хвоста он был защищен всего лишь 6 мм бронеплитой. Поэтому нередко, в целях безопасности, стрелки подкладывали под сидение куски металла, или даже сковородки. Фонарь кабины стрелка откидывался на правый борт и бронезащиты не имел.

Мои братья — герои

Вспоминает Нина Георгиевна Хлебникова-Агеева:

— Я родилась в 1941 году, за 10 дней до войны. Ивану на тот момент было 20 лет, вскоре его призвали в армию. Между мной и Ваней большая разница в возрасте, потому что мама — Нина Кирилловна и папа — Георгий Иванович поженились, когда у каждого за плечами уже имелся опыт семейной жизни. У мамы от первого брака были сын Николай и дочь Галина, у папы — сын Иван и дочка Зинаида, а я — их общий ребенок. Когда окончилась война, мне было пять лет, о том, что мои старшие братья (Николай во время войны служил на Дальнем Востоке в морской пехоте) защищали родную землю, я узнала значительно позже.

Знаю, что Иван закончил войну в звании младшего лейтенанта, в армии служил до 1946 года. Их летная часть базировалась на Украине близ села Устинка. Там Иван познакомился с местной девушкой Лидией, женился. В том же году демобилизовался, в Белово приехал с молодой женой, поступил работать на прежнее место — трудился помощником машиниста паровоза. В 1947 году у них родился сын Володя (Владимир Иванович ныне здравствует, живет в Приморском крае, воспитал двоих детей). Когда ему исполнилось 18 лет, парня призвали в армию, по окончании молодой парень и весь взвод, в котором он служил, полным составом поехали на стройку в город Дальнегорск Приморского края. Иван и Лидия решили не отставать от единственного сына и тоже переехали в Дальнегорск. Там Иван Георгиевич жил до конца своих дней (ушел из жизни в 1982 году).

Я по-настоящему узнала брата Ивана, когда стала взрослой. Ваня был веселым, жизнерадостным человеком. Не помню, чтобы он раздражался. Брат жил и работал с удовольствием, любил свою семью, дорожил близкими. Ходил на встречи с учениками железнодорожного училища, с глубоким уважением рассказывал о своих товарищах-летчиках, о том, как защищал Родину на боевой машине, построенной на средства работников паровозного депо. Иван гордился тем, что его отец был в числе инициаторов строительство самолета. Говорил, что, садясь в кабину, чувствовал, что его земляки — рядом с ним, на борту «Беловского паровозника», и они вместе, плечом к плечу сражаются за Родину.

В январе 1943 года газета «Знамя ударника» (так в те годы назывался «Беловский вестник») писала о том, как коллектив паровозного депо собрал деньги на строительство самолета. В тексте подчеркивается, что особую роль в этом деле сыграли коммунисты-агитаторы и партийное руководство депо.

документ

Автор: Алсиня Шулепко

Опубликовал: Вячеслав Старцев.
Источник