Путешествие как стиль жизни, или отличный образец для подражания

Александр Михайлович Бастрыгин

«Жизнь каждого человека состоит из разных путешествий. Кому как повезёт! Это путешествие в ясли, садик, школу, командировку. Мне повезло, я путешествовал по Советскому Союзу.

Прошло много лет, а память помнит всё до мелочей», — вспоминает Александр Михайлович Бастрыгин.

«Всё началось банально просто, брат купил за пятьсот рублей мотороллер «Тула», продавали их в кредит на полгода. Их производили на тульском оборонном заводе и к 1976 году изготовили миллионы таких машин. Они были популярны среди молодёжи и могли развивать скорость до восьмидесяти километров в час. Наслушались мы тогда передач «Клуб кинопутешествий», начитались журнала «За рулём», где рассказывалось, как организовать самостоятельное путешествие.

белоголубом звере, девять лошадиных силЛетом вдвоём отправились на белоголубом звере, девять лошадиных сил, на побережье Чёрного моря. Это был 1969 год. Задачу поставили себе коснуться колесом морской волны. В поездке ориентировались по карте. В информационном поле пользовались маленьким приёмником, который в горах молчал. На отдых останавливались в подходящем месте, ставили палатку, привязывали её к «мотику» и крепко засыпали. Интересные места снимали на киноплёнку и фотографировали. Тогда мы были полны сил, энергии и энтузиазма, казалось, что нам всё по плечу.

Ехать на заднем сидении трудновато, спина устаёт, потому часто требовался отдых. Помнится, подъезжаем к Волгограду, а заднее колесо скутера лопнуло, и диск развалился на части. Что делать? Но тут судьба решительно нам пошла навстречу. Видим, бежит трёхколёсный грузовой мотороллер «Муравей». От местных жителей знали, что к волгоградцам нужно обращаться не иначе, как «сталинградец». Так мы и сделали. Рассказали о себе, чем вызвали недоумение и восторг водителя, примерно нашего возраста. Его реакция была почти мгновенна — ожидайте меня! Через час привёз совершенно новое в сборе колесо. Радость наша была безгранична, и на удивление он решительно отказался от оплаты. Вот сейчас бы его отыскать! Такого поступка человека доброй души мне никогда не забыть. Случись такое с кем-либо, я поступлю точно так же.

В Сталинграде сняли все достопримечательности на киноленту, особенно Мамаев Курган, ознакомление с которым вызвало у нас слёзы, как и у других. В пути следовании в крупных городах находили школы ДОССАФ, где отмечали в учётной карточке проезд, заверенный печатью. В поездке испытали все прелести погоды, дожди и ослепительное солнце. Въехали на федеральную дорогу, взяв курс на синее море, как вдруг на посту ГАИ нас остановили. Вы откуда с такими номерами? Из Кемеровской области! На их лицах отразилось неподдельное удивление. Вы, ребята, наденьте рубашки, по трассе иностранцы едут, не показывайте свою наготу. Пожелали нам искренне доброго пути.

Примерно через две недели приехали в Новороссийск, Анапу. Здесь случилось не предвиденное: у нашего стального коня лопнула рама. Скрутили проволокой, добрались до родственника в Ставрополе. Дядька как увидел на чём приехали, был настолько взбудоражен и никак не хотел верить: «На этом — то велосипеде»?

Мы ещё хотели поехать на озеро Рица, но в последний момент отказались. В Чёрное море я влюбился, рыбачил и смотрел, как синее море пожирает красный диск солнца. Всплески волн коснулись колёс нашего «мотика», значит, поставленная задача выполнена! После завершения поездки отослали карточки учета в редакцию журнала «За рулем», и нам присвоили звание путешественника, выслав удостоверение и значки.

В обратный путь наш скутер отправился багажом, а мы поездом. Путь до моря составил пять тысяч километров. При возвращении было много разговоров и расспросов, с удовольствием показывали отснятые ленты путешествия. После этой поездки стал шире смотреть на окружающий мир, чаще широко улыбаться и стал более доброжелательным. Этому научило меня путешествие и встречи с добрыми, отзывчивыми людьми.

По приезду купил себе мотороллер, который в народе называли «табуретка, стульчик, двухколёсный самовар». Ростки желания путешествовать во мне удвоились. Как-то комсорг железнодорожного училища, Геннадий Макосов, пригласил меня в состав группы для поездки в Алтайский край. Объездили весь Алтай, Горную Шорию, Туву, были на Телецком озере, в Кызыле — центр Азии.

В 1973 году приобрёл машину «Победа», на которой побывал неоднократно во Фрунзе, Алма-Ате, объездил весь юг страны. Накрутил 400 тысяч километров в пути. За это время снял пять тысяч метров кинохроники. Ни одно лето дома меня не застанешь, всё путешествовал с семьёй и верной собачкой «Катод», которая на привале сворачивалась калачиком под машиной и чутко несла охрану.

Достаточно разок съездить в самостоятельное путешествие и можно сказать «дело в шляпе». Появляется стойкое желание не оставаться дома. Ничто не может раскрасить жизнь всеми цветами радуги, как новые впечатления, полученные в дороге. В путешествиях есть и усталость от наваливающихся впечатлений, отрыв от цивилизации, нет постоянной радиосвязи. Другое дело сегодня. В наше время всё стало намного доступнее. В мир путешествий ведут тысячи проложенных дорог, способные показать вам весь мир, как на ладони, с правом выбора маршрута, уровнем сервиса и способом путешествия по личному желанию. И вы наберётесь здоровья, ярких воспоминаний на всю жизнь».

— О себе: Александр Михайлович. «Родился в Белово в предвоенном сороковом году. Мои родители жили в селе Мохово, где такая фамилия была распространена, и казалось, что живут здесь одни Бастрыгины, — говорит Александр.

— От отца унаследовал любовь к музыке и с малых лет играл хорошо на гармошке, особенно плясовые, которые были востребованы на свадьбах и гуляниях. Старший брат играл на баяне и был примером для меня. После окончания школы преподавал в музыкальной, деревянной школе Инского посёлка. Закончил Барнаульское музыкальное училище и одиннадцать лет возглавлял в Бачатском посёлке музыкальную школу. Вскоре пригласили в Ставропольский край поднимать культуру на селе, где задержался на двенадцать лет. Вернулся на малую родину и продолжил музыкальную работу в педучилище.

За долгие годы работы многим дал путевки в музыкальную жизнь. Сейчас на пенсии, но прошлые путешествия часто вспоминаю с ностальгией, это были добрые времена, и память о них не должна исчезнуть. И часть истории моей жизни запечатлена в домашней кинохронике».

Александр Михайлович Бастрыгин

Вот такой он был непоседа, любил побродить с лукошком за грибами и ягодами, посидеть с удочкой на речке.

И вот его не стало, остановилось сердце неравнодушного, мобильного и любознательного беловчанина.

Автор: Н.Лукин. Фото автора.

Опубликовал: Вячеслав Старцев.