Чтобы люди знали и помнили. Артёмов Григорий Иванович.

История должна быть такой же точной наукой, как математика. Она имеет свои законы. Фальшь и фальсификация в ней нетерпимы. Намеренное искажение исторической действительности имеет политические и амбициозные цели, уводит людей от настоящего положения вещей.

Но часто историки, исследователи, краеведы вступают между собой в научные споры. И это нормальное явление, потому что, как говорится, в споре рождается истина. Главное в том, что историческая наука даёт познания о прошлом будущим поколениям. Благодаря таким научным изысканиям мы имеем представление, как о всемирной истории, так и об истории родного края.

Такие неутомимые краеведы открывают нам новые, ранее неизвестные страницы из жизни ушедших поколений.

Григорий Иванович АртёмовОдин из них — Григорий Иванович Артёмов. Был он участником Великой Отечественной войны, педагогом, журналистом. Был он и автором многих публикаций по истории родного края.

Венцом его исследовательской деятельности стала повесть «Федор Белов», где Григорий Иванович Артёмов в художественной форме, увлекательно описал жизнь первопоселенца в наших местах, прародителя многих наших земляков — Фёдора Белова.

В 2000 году вышла замечательная, объёмная книга «Белово». Это коллективный труд многих беловчан. Её составитель и главный редактор наш земляк, поэт Владимир Павлович Щелканов.

Он предложил Григорию Ивановичу Артёмову написать раздел книги, который был назван «В зеркале веков». И Григорий Иванович блестяще справился с этой задачей. На основе исторических документов, которые он собирал в различных архивах многие годы, Григорий Иванович представил яркую многостраничную картину в книге, начиная от древних поселений, до первых лет Советской власти.

Недавно Владимир Павлович Щелканов предложил мне посвятить одну из страниц в газете «Мега Экспресс-Белово» Григорию Ивановичу Артёмову. И я с удовольствием это делаю, тем более, что в моём видеоархиве сохранились материалы о встречах с ним в нескольких выпусках программы «Белово и беловчане» на телеканале «Омикс». Один из выпусков я сегодня «расшифровываю» и представляю нашим читателям. (в сокращении)

22 сентября 2001 года

«…Добрый день, уважаемые зрители, добрый день, Григорий Иванович!

— Здравствуйте!

— Мы с вами знакомы не первый год, но, тем не менее, я попрошу вас рассказать о себе, как вы стали краеведом?

— Я, можно сказать, по призванию, по своей профессии и работе — учитель. Всю жизнь работал в школе. Начал работать в начальных классах в Артыштинской семилетней школе в 1939 году, потом директором этой же школы. Потом меня перевели в более крупную Моховскую школу. Там я работал десять лет. А затем меня пригласили работать в Беловский райисполком заведующим отделом народного образования. Там я работал с 1965 по 1975 год. Это были годы активного строительства на селе, в том числе большое внимание уделялось материальной базе народного образования. Специальность у меня — преподаватель истории. Но в школе я учился всего восемь лет. В 1938 году поступил на курсы учителей начальных классов, а через год закончил педагогическое училище в городе Сталинске (ныне Новокузнецк). Потом служба в армии до 1945 года. В 1946 году мы вернулись домой молодые ребята — учителя. Многие стали продолжать учёбу. Я тоже окончил институт в 1949 году.

— Григорий Иванович! Вы сказали, что были учителем, директором. Учителей и директоров много, а вот краеведов мало. Как вы стали краеведом, что привело вас к этому?

— Какое-то любопытство у меня было с малых лет. То я расспрашивал своего деда как он жил, как он попал в Сибирь, как ехали сюда. Со стариками — соседями беседовал. Интересовался, как раньше жили люди. И таким образом мне приходилось встречаться и с участниками гражданской войны и с другими, которые многое пережили на своём веку, много видели, много знают. Знания накапливались, всё мне было интересно, всё я собирал. И ещё работая в системе народного образования, я где-то с 1954 года начал публиковать наиболее интересные материалы в районной газете. Даже был такой случай, когда я писал об одном партизанском отряде, ко мне пришёл бывший партизан и попросил меня дать ему справку о том, что он воевал в этом партизанском отряде. Я помог ему найти свидетелей, которые подтвердили, что он говорит правду. Я писал не только на исторические темы, но часто касался лирики, особенно охотничьей. Хотя заядлым охотником и не был, но с ружьишком пройти по лесу любил. Больше наблюдал за жизнью животных. Охотничьи рассказы многих бывалых охотников меня всегда интересовали. В особенности меня интересовали рассказы жителя Белово Фёдора Ивановича Ерюжева. Охотник — волчатник. Его приключения и рассказы о повадках волков очень интересны.

— А теперь, Григорий Иванович давайте с вами поговорим о повести «Фёдор Белов», которую вы уже написали и готовите к изданию. Сейчас она пока находится в машинописном варианте. Это историческое повествование по жанру. Здесь уже есть отзывы тех, кто успел прочесть вашу повесть. Я тоже прочёл её. Скажу откровенно, что мне она очень понравилась. Написана живым литературным языком. Я даже с каким-то сожалением перевернул последнюю страницу. Хотелось читать ещё и ещё. Здесь у вас много историко-этнографических материалов. Чувствуется, что вы хорошо знаете жизнь и быт коренного населения, используете их терминологию.

— Я последнее время работал директором Бековской школы, поэтому хорошо знаком с жителями этого села. Встречаюсь сейчас со своими учениками, меня помнят люди.

— А теперь, Григорий Иванович, пожалуйста, расскажите, как писалась эта повесть о Фёдоре Белове?

— У меня давно было желание написать о том, кто такой Фёдор Белов, откуда он пришёл сюда. Бежал ли он с рудников или самовольный переселенец? Мне пришлось прочесть несколько публикаций наших историков-исследователей Сибири и все они говорят, что Сибирь, в основном, заселялась добровольно, что малый процент населения здесь были ссыльные. Бежали сюда люди от житейских тягот из центральной части России. И был в то время такой порядок, что если беглый крестьянин как на Дону попадал в Сибирь, то его не выдавали помещику от которого он бежал. Это было частью политики царской России. Сибирь нужно было заселять. Кузнецкая крепость, которая была основана в 1618 году и была заселена служилыми людьми, завозила хлеб с Урала. Кузнецкие воеводы были заинтересованы в том, чтобы земля осваивалась здесь, в Сибири. В 1625 году Кузнецкий воевода доносил царю, что засеяны хлебом первые пять десятин земли. Это было уже достижение. Беглым крестьянам даже выдавали, как сейчас говорят «подъёмные»: десять рублей денег, лошадь или корову для обзаведения. А тех, кто не хотел заниматься сельским трудом, определяли на заводы.

О том, откуда появился в наших краях Фёдор Белов, в среде краеведов происходят споры. Есть мнение, что он бежал с рудников, но исторические документы говорят о том, что первые рудники в Кузнецком крае появились не ранее 1730 года, а Фёдор Белов, также по историческим источникам поселился здесь в 1726 году.

— И вы первоначально переносите в своей повести Фёдора Белова в Пермские края?

— Да. Исследователи говорят, что первопоселенцы в Сибири были из Северо-восточных губерний, в основном из пермяцкой земли. Вот местное поселение под названием «Пермяки» и возникло от того, что сюда переселялись жители Пермского края. И вообще почти все наши сибирские деревни имеют названия, которые происходят или от фамилии первопоселенцев, или от названия тех мест, откуда они прибыли. Кто-то один появился, построил хутор и по его имени называли потом всё поселение. Фёдор Белов поселился здесь первым, появляются его потомки, продолжатели рода. А затем здесь же селятся другие беглые крестьяне с разными фамилиями. Но название поселения остаётся за тем, кто был первым. Был такой порядок: появилась новая деревня, значит должен быть староста, и у него должна быть печать, он должен отвечать за всё.

— Давайте поговорим о канве вашей повести, о приключениях и злоключениях Фёдора Белова, начиная с того, как он бежал от своего помещика — самодура.

— Я хочу начать с воспоминаний своего деда, который рассказывал о том, как он в 1900 году попал сюда из Тамбовской губернии, рассказывал, с какими трудностями переселялись сюда в Сибирь. Их подстерегали, прежде всего, шайки грабителей — разбойников, которые жили в тех местах, которые находились на пути следования переселенцев.

— И сейчас такие есть, только называются по-другому — рэкетиры.

— Да. Там жили Калмыки по реке Ишиму. Они и нападали на переселенцев, грабили, захватывали в плен людей, гнали в Среднюю Азию и продавали в рабство. Много людей погибло таким образом. Поэтому люди пробирались сюда не по одному, не по двое, а собирались большими группами, в несколько, может быть до десятка семей, чтобы по дороге в Сибирь можно было бы постоять за себя, оборонятся от разбойников. Вот это и вошло у меня в основу приключений Фёдора Белова. То он попал в плен к калмыкам, двигался сюда и с казаками, и с беглыми, такими же как он крестьянами, которые осваивали земли по Иртышу. Ведь при Петре первом началось строительство Иртышской линии крепостей, начиная от Омска и кончая Бийском по Иртышу и по верховьям Оби, чтобы оградить Сибирь от набегов. Выбирали казаков, а в казаки могли пойти все. Это же не просто казачество создавалось из какой-то привилегированной части населения, и в казаки даже иногда сдавали и некоторых преступников. И был такой указ, чтобы создавались хутора и были они не меньше, чем из десяти дворов.

— Григорий Иванович! В двадцати минутах нашей телевизионной передачи трудно рассказать обо всём. Рассказ ваш очень интересен и хотелось бы, чтобы ваша повесть «Фёдор Белов» скорее увидела свет, и её прочли те, кто интересуется этой темой. И ещё очень хотелось бы, чтобы была она напечатана к вашему восьмидесятилетнему юбилею, который будет в феврале 2002 года.

(Совсем немного Григорий Иванович Артёмов не дожил до выхода в свет повести «Фёдор Белов»)

— Хочется услышать отзывы об этой повести от людей, которые её уже успели прочесть в рукописном и машинописном вариантах. А с вами, Григорий Иванович я прощаюсь. Спасибо вам за очень интересную беседу, за ваш огромный труд и любовь к родному краю.

*****

А сейчас слово читателям, которые первые познакомились с повестью «Фёдор Белов». Это работники центральной библиотечной системы города Белово Ольга Сергеевна Сухая и Ирина Николаевна Перевозкина.

О.С. Сухая: Эту повесть я прочла ещё в рукописи, а потом уже переработанную в машинописном исполнении. Видны существенные отличия. Чувствуется, что автор очень серьёзно относится к выбранной теме. И очень приятно, что появилось вот такое художественное произведение о первопоселенце Фёдоре Белове.

И.Н. Перевозкина: Я с большим интересом прочла повесть в первом варианте, хотя и были заметны некоторые шероховатости бытового и исторического плана. Мне пришлось разговаривать с людьми, которые тоже знакомились с рукописью и они указывали на некоторые неточности. А теперь в переработанном виде всё стало гораздо интереснее. Приятно, что о нашем городе написана такая книга, поскольку для нашего региона это не такое частое явление, когда о городе пишется художественно-литературное произведение. И в то же время историческое.

*****

С Григорием Ивановичем Артёмовым я встречался и в других выпусках телевизионной программы «Белово и беловчане». Одна из них в музее Дворца творчества детей и молодёжи, где встречались участники Великой Отечественной войны — защитники Сталинграда. Среди них знаменитые люди нашего города: Герой Советского Союза Михаил Андреевич Макаров, Борис Филиппович Коваленко, Иван Яковлевич Кравцов. Так же, как и все они, Григорий Иванович Артёмов рассказывал о своём боевом пути, о том, как он впоследствии описывал эти события в газете. Рассказывал о своих боевых товарищах. Все они имеют многочисленные награды.

Кроме публикаций в периодической печати есть у Григория Ивановича Артёмова серьёзный исследовательский труд по истории Беловского района. Была издана специальная книга. Участвовал он, как уже говорилось, и в написании книги «Белово».

Огромную работу Григория Ивановича по сбору и опубликованию исторических материалов о родном крае трудно переоценить. Это большой источник познания жизни и быта наших земляков, живших до нас. История нашего небольшого по географическим меркам края воссоздана в трудах многих местных краеведов-энтузиастов. Хочется назвать имена некоторых из них: Борис Александрович Козлов, Михаил Юрьевич Живописцев, Вячеслав Тимофеевич Коровин…

Родословное древо Фёдора Белова по архивным историческим документам восстановила преподаватель истории Светлана Валерьевна Шатайло. И всё это для того, чтобы люди знали и помнили свои корни.

Автор: Б. Костюра

Борис Костюра с авторской программой «Белово и Беловчане»

1998 02 01 Беседа с краеведом Артемовым Г. И..

Опубликовал: Вячеслав Старцев.
Источник