125-летие Западно-Сибирской железной дороги

125-летие Западно-Сибирской железной дороги

1 марта на железнодорожном вокзале города Белово открылась передвижная выставка железнодорожных экспонатов, посвященная 125-летию Западно-Сибирской железной дороги.

выставкаВсего на выставке представлено более 30 различных предметов, связанных с историей Западно — Сибирской железной дороги.

Среди них шарманка длямашинистов, станционный колокол, рожок, форменные костюмы железнодорожников, инструменты, макеты паровоза, тепловозаи электровоза.

Экспозиция начала свое путешествие по Кузбасскому региону месяц назад на вокзале Новокузнецка.

Все экспонаты — часть фонда Выставочного Центра исторического наследия на станции Кемерово. Каждый из них имеет свой долгий и славный трудовой путь. Передвижная экспозиция будет работать на вокзале Белова до конца марта, после чего она переедет на вокзал города Тайги.

Летопись Западно-Сибирской магистрали неразрывно связана как с историей страны, так и с хроникой освоения природных богатств большого сибирского региона, развития его производительных сил.

17 марта 1891 года, вышел рескрипт государя-императора Александра III на имя наследного цесаревича Николая Александровича: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей (целью) соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, за счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути». С этого момента у сотен деревень, раскиданных по тайге, началась новая жизнь.

Строительство предполагалось начать сразу с двух концов: от Челябинска на восток и от Владивостока на запад. Великий Сибирский путь (историческое название Транссибирской магистрали) был введен в строй 1915 году. Общая стоимость строительства составила до 1,5 миллиарда рублей золотом.

В начале строительства привлекалось 9 600 человек, к 1896 году — уже около 80 000 человек. Ежегодно в среднем строилось 650 км железнодорожных путей. Было уложено более 12 миллионов шпал, 1 миллион тонн рельсов, общая длина построенных железнодорожных мостов и тоннелей составила более 100 км. Как часть Транссибирской магистрали, Западно-Сибирская дорога была сдана в эксплуатацию раньше, в 1896 году. Эта дата, 125 лет, считается днём рождения магистрали. Её железнодорожная сеть пролегает в основном по территориям Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края. На магистрали активно появлялись новые поселки, активно развивались уже существовавшие.

выставка

Внедрялась новая техника, на смену паровоза, пришёл электровоз.

Первое на дороге электровозное депо было построено в апреле 1936 года в Белово.

Весной 1937 года ремонтная база в депо была полностью подготовлена к эксплуатации электротяги на первом электрифицированном участке Белово — Новокузнецк протяженностью 141 км.

1 апреля 1937 года состанции Белово на станциюУсяты (теперь-Прокопьевск) отправился первый электровоз ВЛ19−22 под управлением машиниста Гавриила Величко, делегата 18 съездаВКП (б (Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков).

белово

Электрификацию первогоучастка Белово —Новокузнецк можно сравнить с родником, который пробился в Белово и потек ручейком от станции к станции.

Перевод составов наболее прогрессивный вид тяги-электровозную позволил значительноу величить пропускную способность железной дороги.

ДлинаТранссибирской магистрали 9288,2 км, это самая длинная железная дорога вмире.

Фирменный поезд «Россия» преодолевает расстояние от Москвы до Владивостока за шесть суток.

Возможно, когда-нибудь и эти достижения будут перекрыты, и поезда пойдут от Лиссабона до Ханоя или Токио. Пусть сегодня это покажется кому-то фантастикой.

Но полтора столетия назад такой фантастикой казался и сам Великий Сибирский путь.

Автор: Н. Лукин. 15.03.2021.

Опубликовал: Вячеслав Старцев.