Прощеное воскресенье — последний день перед Великим постом.

10 марта - ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

10 марта — ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Прощеное воскресенье — последний день перед Великим постом.

В этот день на литургии в храмах читаю Нагорную Проповедь, в которой говорится о прощении обид ближним. Все православные просят друг у друга прощения за причиненные обиды — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни.

А вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается вечерня с особым Чином прощения, когда священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения: после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение.

После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают всё от себя возможное чтобы со всеми примириться.

Традиция просить прощения в последнее воскресенье перед Великим Постом восходит к древним египетским монахам. Монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню. Это было очень опасное путешествие, ведь выжить в песках нелегко. И действительно, возвращались к Пасхе далеко не все. Поэтому перед уходом в пустыню монахи, как перед смертью, всегда просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, чтобы в случае гибели не осталась не прощенной обида, которую они могли нанести в период совместного проживания.

В дореволюционной России, существовал обычай царю испрашивать прощения у своих подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри.
Для многих это еще один повод обратить внимание на своих родных. Именно самых близких мы больше всего и обижаем. Пусть ненароком, пусть вроде бы не явно, невниманием, например. Думаешь, надо бы попросить прощения, да суета и спешка берут свое…
Прощеное воскресенье — это возможность остановиться, оглянуться на череду прожитых дней, ощутить ценность отношений с дорогими тебе людьми. К сожалению, просить прощения в «Прощеное воскресенье» превращается не только у внешних, но и у вполне воцерковленных людей, в ритуал, типа «купаться в проруби на Крещенье», «жарить блины на Масленицу» или «святить куличи на Пасху».
Полезно просить прощения за что-то конкретное: если я вспоминаю, что с этим человеком когда-то грубо поговорил, когда-то не оказал помощи, мало уделял внимания, будет лучше, если я попрошу у него прощения за эти прегрешения «поименно».
Обобщенное «прости за всё» похоже на «во всем грешна» на исповеди; реального покаяния в обоих случаях в равной степени может не оказаться. Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощения.
Легко ли обидеть другого человека? Легко. Легко ли обидеться самому? Легко. Легко ли простить?
Трудно. Неудобно. Не хочется. Но прощать все-таки надо. Да, это серьезный шаг — попросить прощения. Недаром православные говорят, что самый трудный подвиг — это покаяние.
Наше прощение, безусловно, — в руках Божиих. Ему решать. Но мы слышим благовестие Спасителя: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный».
В Прощеное воскресенье православные вспоминают Изгнание праотца Адама из рая. Поэтому еще Прощеное воскресение называется «Адамовым изгнанием из Рая».
Считается, что это скорбное событие — источник всех наших мирских бед. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителями, злоупотребившими даром свободной воли и нарушившими божественную заповедь послушания.
На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф., 6:14−21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Господь заповедал нам прощать других, тогда и Он простит нас. Если мы молимся: «Господи, помилуй!», и при этом не прощаем другим, или находимся в ссоре, или вражде с каким-либо человеком и произносим слова молитвы Господней: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим», то, вдумаемся, не получается ли, что мы молим Бога о том, чтобы Он нас никогда и ни за что не прощал?
В монастырях на Афоне существует древний обычай, согласно которому тот, кто не хочет примириться с братом своим, должен, когда читает молитву «Отче наш», опустить в ней слова: «И остави нам долги наша».
Эта молитва, как говорят святые отцы, — краткая запись всего Евангелия. И она открывает нам, что все доброе в нашей жизни и само наше спасение — зависят от Бога.
А от нас, от нашей веры требуется только одно-единственное — стремление к добру и прощение других. Еще в Ветхом Завете Закон не только ставил пределы мести — «око за око», но и запрещал ненависть и злопамятство по отношению к ближнему. Праведный человек должен брать пример с милосердия Божия.
В Библии написано: «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои». Господь Иисус Христос в своей беседе с учениками о прощении обид преобразовал эти поучения Ветхого Завета, и когда Святой апостол Петр спросил Его: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Господь ответил ему: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 21--22). То есть Иисус Христос заповедал прощать неустанно, сколько бы раз ни согрешил перед тобою брат твой, нужно прощать, и ни в каком случае не мстить ему. Христианин должен всегда прощать своих врагов, и прощать из любви, как Христос, как Отец наш Небесный, только так добро может победить зло. Чтобы постичь тайну прощения, необходимо почувствовать собственную греховность и недостоинство перед Богом, молиться ежедневно в своем сердце молитвой преподобного Ефрема Сирина, читаемой в Церкви во время Великого поста: «Господи, дай мне зрети мои прегрешения и не осуждать брата моего!»
Простить до конца — это значит полюбить человека до конца, подражая Христу, то есть никого не исключить из любви своей.
Так полюбить мы можем только благодатью Христа Воскресшего, Который изливает в наши сердца любовь Духом Святым.
И только так, с прощением обид воскреснет и наша душа, и в нее войдет светлая пасхальная радость, звучащая в песнопениях Пасхи: «И ненавидящим нас простим вся воскресением!
И тако возопиим: Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Закон Божий. О прощении

Опубликовал: Вячеслав Старцев.